С первого взгляда очевидно: эту виллу построил бразильский архитектор Руи Отаке. Невероятная пластика голого бетона в сочетании с ярким цветом — Отаке ни с кем не спутаешь.
«Моя архитектура отражает наше время, но смотрит в будущее. Она инновационна, согласована c назначением здания (жилой дом, офис, школа и пр.) и отличается провокационными формами: я предпочитаю сюрпризы плавных дуг, а не предсказуемость прямых углов. Как правило, я избегаю чрезмерной дробности внутренних пространств, чтобы стимулировать коммуникацию, и стараюсь создавать объемы, красивые сами по себе: такие не требуют дополнительной отделки.
Обратите внимание: я не минималист! Динамика форм придает моему стилю теплоту. Своим учителем считаю Оскара Нимейера: он сделал бразильскую архитектуру узнаваемой во всем мире, он на голову выше тех, чьи проекты публикуют, иллюстрируя «экономический подъем в Бразилии».
Дом в Валиньосе (это в 100 км от Сан-Паулу) я построил для Люсии и Михаэля. Ей 35, ему 40, и у них трое детей (пока!). Молодые люди любят природу и здоровый образ жизни, отпуск проводят в Германии, где живут родители Михаэля. Длина участка составляет 70 м, перепад высот — 14 м.
Я поставил дом в глубине на самой высокой точке, чтобы выиграть приватное пространство. Перед зданием — сад с бассейном, так что все спальни, гостиная, столовая, кухня смотрят на ландшафт. Пара имеет возможность работать дома на удаленном доступе: посмотрите, какой роскошный домашний офис мы им сделали — с отдельной террасой!
Сегодня архитектура глобализуется, и если бы я строил виллу в России, то сохранил бы свои ни на что не похожие кривые линии. При этом добавил бы русской культурной идентичности. Возможно, больше мягкого текстиля. Я создал бы уютные, обязательно высокие пространства с интересными пропорциями. Еще использовал бы много стекла — оно необходимо, чтобы завязать диалог с садом».
«Архитектура должна удивлять и вызывать эмоции», — считает патриарх. Основной материал в проектах Руи Отаке — бетон. Он и строительный, и отделочный. То же самое относится и к другим бразильским архитекторам, но никто не использует податливость бетона так, как Отаке: он мнет его словно пластилин, закручивает спиралью, создает поверхности двойной кривизны.
«Бетон лучше всех исполняет мой замысел: он способен принимать самые разные формы и фактуры». В проекте в Валиньосе преобладает материал со следами опалубки, будто впитавший текстуру дерева — с сучками, шероховатостями, ритмом досок.
Руи Отаке создает из бетона даже мебель. В основном это столы на массивных базах, но есть и тонкие образцы. Такой гибкости, как у стеллажа в кухне, ожидаешь разве что от модели из композита. Стеллаж не намного толще, чем сиденья стоящих рядом стульев.
В жаркой Бразилии архитектор, с одной стороны, решает задачу, как раскрыть дом в природу, а с другой — как защитить его от солнца. Open space на первом этаже имеет сплошное остекление, раздвижные перегородки создают прозрачную границу с садом.
Террасы на обоих уровнях — своего рода буферные зоны: предохраняют комнаты от перегрева. Защиту усиливают бетонные навесы. Из-за их криволинейной формы получается, что обитатели смотрят на сад и бассейн через волнистые рамки. «Эти картины гораздо интереснее, чем обычные квадраты окон», — убеждает нас автор.
Бразильский архитектор Руи Отаке — японец. Его мама, Томие Отаке, эмигрировала из своей страны в 1934 году; в 2013-м она отметит столетие. Томие называют «величайшим бразильским художником, соединившим японские линии и местные краски». Очевидно, что она повлияла на творчество сына не меньше Оскара Нимейера. Яркие абстракции Томие можно увидеть в интерьерах виллы. «Произведения искусства вдыхают жизнь в атмосферу дома, — говорит сын. — Потому что архитектура — сама искусство. Здание — картина».