Конец XIX начало XX века ознаменовал появление одного из самых эффектных стилей, получившего и соответствующее название – архитектура изящных искусств. Вдохновляясь классическими греческими и римскими проектами, достижениями в области искусства и архитектуры, итальянскими периодами расцвета ренессанса, барокко и готики, зародился особенный жанр, который хоть и сменил авангард с множеством течений и стилей, нацеленных на функционализм и экономию, но несмотря на скоротечность моды и увлеченность людей, в Европе, а затем и в Соединенных штатах это направление свой отпечаток на исторические события и изменили отношение архитекторов к окружающему миру.
1. Что такое стиль изящных искусств?
Яркие шедевры архитектуры изящных искусств, поражающие богатством и невероятным размахом даже в наше время.
Архитектура изящных искусств – это стиль рубежа веков XIX - XX, известный своими классическими греческими и римскими влияниями, любовью к орнаментам эпохи Возрождения и барокко, великолепию и масштабу готики. Расцвет и популярность стиля пришлись на 1890-е – 1920-е годы, но очень быстро о нем забыли, учитывая политическую и экономическую обстановку в большинстве странах Европы и США, поскольку его проекты требовали колоссальных финансовых вложений. По этой причине в столь грандиозном даже, можно сказать, в помпезном стиле строились лишь главные общественные здания крупных городов и столиц богатых держав. Это были железнодорожные вокзалы, университетские кампусы, здания судов, музеи, центральные библиотеки, банки, правительственные здания, театры, монументальные и памятные сооружения. Примеры же частных резиденций если и встречались, то очень редко, поскольку размах и вычурность были достойны лишь доходу королевских семейств, хотя рывок в индустриализации США позволил крупным дельцам и монополистам не отказывать себе ни в чем, стараясь выставить на показ свое благосостояние. Это и породило своего рода соперничество в строительстве более чем роскошных резиденций, чем поспособствовало развитию стиля на континенте.
Школа изящных искусств, преподаватели которой выработали особенный архитектурный стиль, применимый для строительства самых значимых общественных сооружений (Париж, Франция).
Изначально это было европейское явление, дизайн Beaux-Arts зародился в парижской Школе изящных искусств (Ecole des Beaux-Arts) во Франции. Преподаватели Школы, приверженцы итальянского периода ренессанса и барокко, архитектуры и искусства периода Людовика XIV (XVII век), готики, воспитанные на античных проектах и канонах, переосмысли все самые впечатляющие и яркие детали, создав особое направление, которым очень быстро увлекались американцы, преимущественно в Соединенных Штатах. Грандиозным амбициям в архитектуре поспособствовал период, в котором и возникло новое движение. Стоит отметить, что конец XIX, который принято называть Позолоченным веком США, вызван мощным рывком в индустриализации страны и быстрому приросту капитала в руках тех, кто успел поймать волну.
Один из примеров частной резиденции, возведенной в стиле архитектуры изящных искусств (Мраморный дом Вандербильта, Ньюпорт).
Примечательно: Главную роль в популярности стиля изящных искусств в США сыграл Ричард Моррис Хант, соучредитель Американского института архитекторов (AIA), который был первым представителем Соединенных Штатов, посетившим французскую Школу изящных искусств. Очень быстро восторженное настроение Ханта подхватили Дэниел Бернхэм, Генри Хобсон Ричардсон (архитектор Дома Глесснера) и Чарльз МакКим, которые стали проектировать здания в поражающем воображение простых граждан (не говоря о туземцах) стиле. По мере того как движение распространялось от Нью-Йорка до Сан-Франциско, оно стало олицетворением богатства и роскоши, что и явилось главной причиной его популярности среди внезапно разбогатевших американцев, которые во что бы то ни стало старались «переплюнуть» европейских аристократов, чьи имена звучали еще в раннем Средневековье и своих конкурентов, конечно же.
Кричащая помпезность, запредельная роскошь и дороговизна реализации проектов архитектуры изящных искусств привели к быстрому увяданию направления.
Стоит особо отметить, что чрезмерная помпезность и дороговизна проектов стали причиной быстрого упадка стиля, ведь большинство граждан не могли себе позволить и тысячной доли той роскошной жизни. А когда нагрянул экономический кризис, более известный как Великая депрессия, то не только богатейшие представители буржуазии, бюджеты крупных городов не могли позволить такую роскошь. В начале 1920-х гг. очень быстро отказались от стиля, выработанном в Школе изящных искусств, в большинстве странах мира были вынуждены обратиться к авангардным течениям, таким как функционализм, конструктивизм, модерн, предлагающим более доступные и экономичные варианты.
2. Главные особенности стиля изящных искусств
Интерьеры зданий, построенных в стиле изящных искусств, отличались особой роскошью и шиком.
Как в Европе, так и в Соединенных Штатах приверженцы архитектуры изящных искусств, следовали европейским моделям в своих проектах, внося небольшие коррективы во время адаптации проекта к определенной местности, ее климатическим условиям и традициям. Главными же определяющими чертами архитектуры стиля изящных искусств являются:
• Фокус на симметрию. Архитектура изящных искусств сохранила уважение к симметричному и традиционному дизайну античности. Большинство зданий предусматривали наличие приподнятого первого этажа, чтобы подчеркнуть величие и баланс симметрии поразить прямо с порога каждого входящего.
• Обилие классических деталей. Замечено особенное пристрастие к колоннам, фронтонам, балюстрадам, картушам, карнизам, пилястрам, которые восходят к классической греческой и римской архитектуре, при этом расширяются достижения стилей древних направлений.
• Иерархия внутренних пространств, предусматривающая строгое следование правилам, выработанным архитекторами периода Людовика XIV. Впечатляющие вестибюли, скульптурные мраморные лестницы, огромных размеров залы для приемов, танцевальные залы, выставочные пространства, зрительные или читальные залы (все зависело от функционала здания) – все это внедрялось с поражающим воображение размахом и шиком.
• Высокодекоративные поверхности, призванные передать ощущение роскоши и изобилия. Это и обилие орнамента, популярного в проектах итальянского периода ренессанса и барокко, когда все до мельчайших элементов декора просто кричали о богатстве владельца особняка. Равно как и встроенные в фасад статуи и фигуры, реально существующих видных политических деятелей, полководцев, святых, мифических героев, божеств и т. д., которыми украшали грандиозные здания судов или городских ратуш, театры и библиотеки, триумфальные арки и даже частные резиденции.
• Использование дорогого, фактурного материала, который узнавали бы даже самые низшие слои общества. Как правило, это был натуральный камень, а фаворитом для внутренней отделки являлся мрамор.
• Формальные сады и роскошные ландшафтные территории
Нет сомнений в том, что архитектура изящных искусств являлась грандиозной и дворцовой. Подобные проекты реализовывались только на огромном земельном участке и на великолепной ландшафтной территории. Главной особенностью формальных садов и роскошных ландшафтных территорий стали: линейная планировка деревьев и красивые, хорошо подстриженные живые изгороди, четкая структура и идеальная симметрия садов, в организацию которых включали сохранившиеся элементы более ранних периодов садового искусства.
Проекты архитектуры изящных искусств всегда сопровождали фантастической красоты ландшафтные сады и дизайнерские парковые зоны.
Стоит отметить, что стиль архитектуры изящных искусств был наиболее популярным в Чикаго, где сохранилось наибольшее количество уникальнейших образцов, ставших особо запоминающимися достопримечательностями.
3. Яркие примеры архитектурных шедевров в стиле изящных искусств
Несмотря на то, что век Beaux-Arts оказался более чем коротким и сегодня не используется, в крупных городах мира сохранились прекрасные исторические объекты. Авторы Novate.ru подобрали самые яркие образцы, ставшие знаковыми объектами на многие десятилетия и впечатляют даже особо притязательных современников:
• Школа изящных искусств в Париже (Франция)
Школа изящных искусств, воспитавшая многих великих архитекторов, стала примером для подражания в стиле, выработанном в ее стенах (Париж, Франция).
Было бы удивительно, если в кампусе самой Национальной школы изящных искусств (l'Écolenationale supérieure des Beaux-Arts) в Париже не увидели нескольких зданий, в которых бы угадывались основные черты, выработанного ее преподавателями стиля. Школа изящных искусств с более чем 350-летней историей, уходящей корнями в 1648 год (основана кардиналом Мазарини под названием Academia des Beaux-Arts) по сей день является влиятельной и известной художественной школой не только Франции.
Интерьер главных залов административного корпуса Национальной школы изящных искусств (Париж, Франция).
В настоящее время раскинувшаяся на площади более двух гектаров, Школа представляет собой огромный комплекс, где намешано много стилей. Ее корпуса, в основном, датируются XVII – XIX веками, хотя встречаются и впечатляющие размахом объекты XX в. Александр Ленуар, например, одно из особо ярких зданий превратил в Музей французских памятников (административный корпус). Приподнятый первый этаж, центральный арочный дверной проем с арочными окнами с обеих сторон, ионические и классические квадратные колонны, обрамляющие окна на втором и третьем этажах, акцент на вертикальной и горизонтальной симметрии, имена известных художников и архитекторов, начертанные на стенах между статуями – все это является главным примером направления архитектуры изящных искусств. • Дворец Гарнье на площади Оперы в 9-м округе Парижа (Франция)
Дворец Гарнье на площади Оперы – архитектурное чудо, кричащее о грандиозности и роскоши (Париж, Франция).
Дворец Гарнье или Опера Гарнье является шедевром архитектуры театрального искусства конца XIX века, в котором угадываются сочетание элементов, заимствованных из барокко, классицизма Палладио, стилей эпохи Возрождения, с более чем роскошным и эклектичным стилем Наполеона III. Если к этому прибавить сочетание осевой симметрии, методы и материалы присущие для стиля изящных искусств, становится понятным, почему здание является невероятно привлекательным, и почему с первого дня своего существования превратилось в одну из главных достопримечательностей Парижа. Чего только стоят фасады Оперы, в оформлении которых использовалось 17 различных видов материала, а для создания очень сложных разноцветных фризов, колонн и роскошных скульптур, изображающих божества греческой мифологии, привозили только самый красивый и дорогой мрамор.
Дворец Гарнье является одним из самых знаменитых сооружений в стиле изящных искусств, в котором объединились различные жанры и характерные театральные элементы (Париж, Франция).
Внутренние пространства были спроектированы таким образом, чтобы вместить большое количество людей с акцентом на облегчение их движения среди переплетающихся коридоров, промежуточных пространств, переходов, расходящихся в разные стороны от парадной площадки и скульптурной лестницы, которые служат зонами общения зрителей перед преставлениями/мероприятиями и во время антракта. Стоит особо отметить, что богатство внутреннего убранства подчеркивается и декоративными нишами, позолоченными узорами, обилием бархатной ткани и ярких картин херувимов/ нимф, демонстрирующих роскошь барокко.
• Хрустальный дворец в Лондоне (Великобритания)
Crystal Palace в лондонском Гайд-парке, приуроченный к проведению Всемирной выставки 1851 г., является первым образцом стиля архитектуры изящных искусств, хоть и появился задолго до его расцвета. | Фото: vita-colorata.livejournal.com.
Выставочное пространство Хрустального дворца представляло собой грандиозную, наполненную светом зону, выражающую монументальность и симметрию дизайна Beaux-Arts (Лондон, Великобритания). | Фото: archute.com.
Грандиозный павильон, спроектированный для проведения Всемирной выставки в Лондоне, и получивший название Хрустальный дворец (Crystal Palace) также построен в помпезном и захватывающем стиле изящных искусств. Выставочное пространство, представляющее собой массивную, наполненную светом зону, выражающую монументальность и симметрию, его симметричные арки (включая крышу), все входы и окна – все это, напоминает дизайн Beaux-Arts. А обилие стекла, ставшее главным и единственным материалом, обессмертило имя автора – Джозефа Пакстона и стало ярчайшим образцом эксперимента с использованием нового метода витражного листового стекла.
• Арка в парке Вашингтон-сквер (Нью-Йорк, США)
Арка в парке Вашингтон-сквер стала отличительной чертой американского Позолоченного века и одним из первых объектов в стиле архитектуры изящных искусств (Нью-Йорк, США). | Фото: meet.nyu.edu.
Washington Square Arch, построенная из белого мрамора такахо, повторяла структуру знаковых памятников, которые римские императоры возводили в разных уголках империи, чтобы отпраздновать очередную победу/событие (Нью-Йорк, США). | Фото: en.wikipedia.org.
Впечатляющее сооружение, спроектированное Стэнфордом Уайтом, приуроченное к 100-летнему юбилею инаугурации Джорджа Вашингтона, было воздвигнуто в 1892 годук. Памятник под названием Washington Square Arch (Арка Вашингтон-сквер), построенный из мрамора и украшенный скульптурами Вашингтона в гражданской и военной форме, окруженный ландшафтным парком, стал отличительной чертой американского ренессанса и местом социального и художественного протеста на многие десятилетия. Он по сей день остается самым значимым примером классического стиля архитектуры изящных искусств, к которому устремляются многомиллионные толпы туристов со всего мира.
• Знаковые образцы стиля архитектуры изящных искусств по всему миру
Rmn Grand Palais (Большой дворец Елисейских полей), построенный в стиле изящных искусств, продолжает пользоваться оглушительным успехом с точки зрения своей архитектуры (Париж, Франция).
Ратуша Сан-Франциско, спроектированная Артуром Брауном-младшим в стиле изящных искусств, – архитектурная жемчужина города, идеально подходящая для проведения масштабных мероприятий и торжеств (США).
Здание Стивена А. Шварцмана, известное как Нью-Йоркская публичная библиотека (главное отделение), является одной из главных достопримечательностей города (США).
Здание Томаса Джефферсона, являющееся старейшим из четырех зданий Библиотеки Конгресса США, всем своим видом выражает грандиозный культурный национализм Соединенных Штатов. В противовес шику, помпезности и грандиозности архитектуры изящных искусств, предлагаем заглянуть на Африканский континент, где еще сохранились колоритные хранилища культуры древних племен и народов.