Пышность, витиеватость форм, обилие декора и вычурность в большинстве элементах архитектуры – все это пришло на смену средневековому аскетизму и прочно вошло в моду XVII – XVIII вв. под названием – барокко. Появившись в Италии, это направление очень быстро очаровало европейцев и русскую знать, особенно тех, кто увлекался всем новомодным и стремился внедрить, что-то невиданное не только в своих и без того роскошных особняках, но и по всему государству. Таким человеком в России оказался дядя Петра Великого – Лев Нарышкин, чье влияние и деньги позволили построить невиданной красоты храмы и привнести в Россию моду на новый архитектурный стиль, который в честь него назвали нарышкинским (он же московский).
Читайте также - Для того, чтобы поднять настроение и зарядиться положительной энергией на целый день рекомендуется смотреть красивые картинки, поделки и многое другое. Дэни Дэниелс посмотреть.
1. История появления стиля барокко на просторах России
Нарышкинское/московское барокко – связующее звено между зодчеством патриархальной Москвы, традициями зодчества Древней Руси, новомодными западноевропейскими веяниями и петербургским строительством.
Нарышкинское барокко – типично русское направление с западноевропейскими корнями, которое легко узнать (Крутицкое подворье и Церковь Святого Климента в Москве).
Барокко, как стиль в искусстве и архитектуре появился в Италии еще в XVI веке, в Европе он стал чрезвычайно популярным уже в XVII столетии, в Россию он попал благодаря Петру Великому, «прорубившему окно в Европу». Такое запоздание компенсировалось появлением собственных черт, которые породили особенные архитектурные подстили, присущие отдельным регионам. Они разделяются на строгановское барокко, голицынское, петровское, елизаветинское, сибирское барокко, но самым известным и роскошным считается нарышкинское или московское барокко, которое было ориентировано на то, чтобы поразить Западную Европу (по этой причине именно в столице было построено множество храмов в этом стиле).
Пример строгановского и петровского барокко (Храм Казанской иконы Божией Матери в Устюжне и Церковь Иоанна Воина на Якиманке).
Примечательно: Появившиеся подстили разделили условно, поскольку искусствоведы и исследователи никак не могут прийти к единому мнению в этом вопросе, ведь своеобразные черты, которые приобретает то или иного направление в разных странах или городах называют региональными течениями, а не стилями. Хотя большинство все-таки склоняется к тому, что нарышкинское барокко целесообразней рассматривать как отдельный стиль, не имеющий аналогов в других направлениях архитектуры. Академик Д. С. Лихачев по этому поводу высказывал такое мнение: «...Нарышкинское барокко – абсолютно своеобразное, уникальное национально-русское явление, ...самое яркое в русском зодчестве рубежа XVII – XVIII столетий».
2. Почему стиль архитектуры назвали «нарышкинским»
Стараниями Льва Кирилловича Нарышкина Россия узнала о пышном стиле, который был на пике популярности в Европе.
Благодаря Льву Кирилловичу Нарышкину, являющемуся родным дядей Петра Великого (брат матери царя Натальи Кирилловны) Россия узнала о новом пышном стиле, которым бредила Европа. Будучи главой Посольского приказа, представитель древнего боярского рода не раз бывал за границей, где увидел красивейшие соборы и дворцы, которые решил воссоздать на своих землях. А владения Нарышкина были более чем обширные как в самой Москве и пригороде, так и в дальних уездах. Учитывая, что в те времена все состоятельные и не очень бояре и приближенные к монаршему двору личности, жертвовали немалые деньги церкви, неудивительно, что первым реализованным проектом, где можно было увидеть нереальные черты нового стиля (адаптированные к русским традициям) стал храм, которых на его счету было немало. Даже сейчас, считается, что самые красивые и знаменитые церкви Москвы были построены, если не за его деньги, то в стиле барокко, который стали называть «нарышкинским».
При создании фортификационных или монастырских укрепительных стен стали появляться башни, увенчанные коронами, ставшие довольно популярным элементом в дальнейшем (Новодевичий монастырь, Москва). | Фото: sputnik8.com.
Авторы Novate.ru хотели бы обратить внимание на то, что о благодетелях, пожертвовавших средства на строительство православных храмов знают все, а вот о тех, кто проектировал здания и воплощал фантазии заказчиков в жизнь (в рамках канонов храмового строительства, конечно же) архитекторах, практически ничего неизвестно. Исследователи определили, что зодчими некоторых проектов были выходцы из Речи Посполитой, а также талантливые крепостные-самоучки, наиболее известными среди которых являются: Яков Бухвостов, Петр Потапов, Сергей Турчанинов. При этом, именитых европейских архитекторов Нарышкин, «желавший увековечить и развивать отечественные традиции», никогда не приглашал (в отличие от своего племянника).
3. Черты барокко, которые в России заметно отличались от европейских
Храм Св. князей Бориса и Глеба в Зюзино с двумя парадными лестницами, имеет особо величественную структуру, хотя и без излишеств в декоре. | Фото: krugosvet-ivanteevka.ru.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Покровке – один из ярчайших архитектурных памятников нарышкинского барокко, появившихся в 1696—1699 гг. (снесена в 1936 году).
В нарышкинском барокко совершенно неожиданным образом соединились традиции зодчества Древней Руси, патриархальной Москвы и новомодные западноевропейские элементы, которые разительно отличались от аскетичной и монументальной архитектуры Средневековья. Особенно заметна связь барокко с белокаменным узорочьем, правда, в первом случае роскошный декор (узоры) располагаются вертикально при этом имеют более объемную фактуру узоров, заметно выделяющихся на общем фоне. Но на симбиозе с узорочьем, русские зодчие не остановились. Чаще всего, в оформлении архитектурных объектов, относящихся к нарышкинскому барокко, соединялось несколько течений и различные тенденций (маньеризм, готика, ренессанс, романтизм, традиции деревянного зодчества Руси).
Русские традиции особо заметны на фасадах светских зданий, построенных в стиле нарышкинского барокко. | Фото: moydom.media.
По сути, эклектичным барочным объектам были присущи: многоярусность, центричность, строгая симметрия, разнородность структуры композиции (от гигантской до миниатюрной), богатый на мелкие детали декор, смешение форм, обилие фактурных лепных/резных деталей, исконно русское формосложение, наличие колоритных деталей согласно русским традициям, двухцветность (в большинстве случаев, использовали красный кирпич и белый камень для отделки).
Пример оформления интерьера храмового зала в стиле нарышкинского барокко (Знаменский храм). | Фото: design-fly.ru.
Если говорить о стиле барокко в оформлении интерьеров, то здесь влияние европейских мастеров было более чем минимальным. Сказывались ограничения, наложенные самой церковью (если речь идет о храмах) и стремление использовать традиционные мотивы и пристрастия. Это обстоятельство и предопределило собственный путь в развитии стиля, в котором преобладали: создание иллюзии пространственной высоты с помощью многоярусности, сложность конфигурации внутреннего пространства, отсутствие росписи на белых стенах, при этом обилие лепных узоров, преобладание объемной деревянной резьбы с множеством мелких фактурных деталей, разнообразие орнаментов (в основном цветочных или причудливых), максимальная освещенность, яркость убранства, создающая жизнерадостное, светское настроение, а не иступленное фанатичное благоговение.
4. Яркие образцы нарышкинского барокко
Для нарышкинского стиля в храмовой архитектуре характерны: умеренная декоративность, нарядность, светская жизнерадостность, контрастное сочетание кирпичных стен и белых резных элементов (Церковь Спаса в Уборах). | Фото: facade-project.ru.
Поскольку главными творениями нарышкинского барокко стали все-таки храмы, неудивительно, что церкви, считаются самыми яркими образцами особенного стиля, появившегося в России на основе европейских барочных традиций. Причем он был популярен, в основном в Москве (отсюда и второе название). В строящейся новой столице, в Санкт-Петербурге, он не получил распространение, там появилось течение петровского барокко, основанного на принципах нарышкинского, но все же с собственными элементами, больше тяготеющими к европейскому стилю.
• Церковь иконы Божией Матери «Знамение» на Шереметевом дворе
Церковь иконы Божией Матери «Знамение» на Шереметевом дворе (до 1800 года Нарышкином) была построена в конце 1680-х годов. | Фото: letsgophotos.ru.
Домовой храм семейства Нарышкиных построен и оформлен в одноименном стиле (Церковь иконы Божией Матери «Знамение», Москва).
На месте Опричного двора Ивана Грозного, участок земли которого принадлежал семье Нарышкиных, в конце 1680-х годов Лев Кириллович решил построить особенную церковь, в подсмотренном в Европе стиле. До сих пор не удалось определить, кто же был архитектором, но то, что храм получился шедевральным, с этим никто не спорит. В последствии, его форму и оформление будут копировать в других проектах, поэтому эту церковь считают образцом раннего нарышкинского барокко. Знаменская церковь – один из ранних и лучших памятников «нарышкинского барокко», хотя в ней сохраняется традиционный тип вотчинных храмов, возводимых для своей семьи в загородных имениях самих Нарышкиных и приближенных Петра Великого. • Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях – классический пример нарышкинского барокко в храмовой архитектуре. | Фото: a-pollaiolo.livejournal.com.
Строительство церкви Покрова Пресвятой Богородицы в деревне Фили (Покровское) инициировал сам Лев Нарышкин, причем, существует мнение, что композиционную часть он так же разрабатывал самостоятельно. Строительство длилось ориентировочно с 1690 по 1694 годы на средства владельца усадьбы и при его активном участии. Это одно из самых значимых строений такого масштаба, возведенных в новом для России стиле, хотя структура храмового сооружения и конструкционные приоритеты отдавались принятым канонам русской православной церкви.
Многоярусный, центрический храм и знаменитый царский фонарь в церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Филях.
Дозволялось послабление лишь в оформлении экстерьера и интерьера, а также приветствовалась центричность и многоярусность (здание словно стремится ввысь), которая позволила в одном здании обустроить два храма – зимний (в подклети на нижнем уровне) и летний (верхний ярус). При этом высокая центральная часть дала возможность совместить еще и колокольню, которая находится на самом верхнем небольшой ярусе. Благодаря красному кирпичу и белокаменным вставкам, щедро украшенным резьбой, создается впечатление, что она покрыта воздушной пеной, что в тандеме с цветными витражами, подаренными самим Петром I, делает ее уникальным шедевром.
• Надвратная церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Высоко-Петровском монастыре
Надвратная церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Высоко-Петровском монастыре – яркий образец нарышкинского барокко. Строительству надвратной церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Высоко-Петровском монастыре предшествовали трагические события, коснувшиеся не только царствующих Романовых, но и знатный род Нарышкиных. Борьба боярских кланов Милославских и Нарышкиных, провозглашение юного Петра царем (в обход старшего брата), политические интриги, все это привело к стрелецкому бунту, который унес жизни двух представителей рода Нарышкиных (помним, что они близкие кровные родственники государя всея Руси) – Ивана и Афанасия, в честь которых в Высоко-Петровском мужском монастыре в 1690 году было решено построить церковь прямо над западными воротами. В этом случае обошлись лишь двумя богато украшенными резьбой восьмериками, окнами, оформленными в виде колонок, двухъярусной колокольней с арочными проемами и щедро задекорированными пилястрами.
Главный храм Высоко-Петровского мужского монастыря стал усыпальницей для 18 представителей рода Нарышкиных. | Фото: yamoscow.ru.
Также стоит упомянуть, что семейство Нарышкиных активно жертвовали средства этому монастырю (Боголюбский храм является семейной усыпальницей рода, где похоронено 18 его представителей), которые шли на реставрацию и строительство новых зданий святыни, поэтому неудивительно, что большая часть архитектурного комплекса имеет характерные черты одноименного барокко.
• Троицкая церковь в Троице-Лыково
В 1698—1703 гг. стольник Мартемьян Нарышкин на территории своего имения в Троице-Лыково построил барочную церковь Живоначальной Троицы. | Фото: muzalevsky.com.
Объединение в одном здании церкви и колокольни, богато украшенное внутреннее убранство – основная черта нарышкинского стиля барокко (храм Живоначальной Троицы).
Не только Лев Кириллович строил церкви в своих имениях в новом стиле, его брат Мартемьян Нарышкин обзавелся собственным храмом в своем имении Троице-Лыково. Это была нереальной красоты белоснежная церковь в честь Живоначальной Троицы. Строительство велось в конце XVII века по образу и подобию церкви Покрова в Филях, только здесь отсутствует традиционное для русских храмов того периода двухцветье и, установлена одна глава с ажурным крестом. Еще на фасаде церкви особо привлекательно выглядят витые колонки, сложные резные карнизы, наличники с позолоченными скульптурными узорами. Внутри же можно увидеть двойные хоры с отдельным царским местом, похожим на большой резной фонарь, увенчанный короной, а все потому, что Нарышкин надеялся на посещение Петра I, который заложил первый камень в ее фундамент.
Если в православной храмовой архитектуре особых изменений не наблюдается даже на современном этапе, то католические культовые сооружения приобретают просто невероятный вид. Ярким примером футуристического видения «дома божьего» являются как минимум 12 храмов, ломающих все представления о культовом строительстве.