В архитектуре начала ХХ века наряду с модернизмом зарождался и интернациональный стиль, разделившийся на несколько направлений, среди которых функционализм оказался самым лаконичным, естественным и строго практичным. Ничего лишнего, только то, что крайне необходимо для организации жилища, офиса, производства – вот главный девиз, которым руководствовались последователи функционализма. Им по душе пришелся новый жанр, оказавший огромное влияние на развитие современной архитектуры, где в приоритете синтез искусства и техники, а эстетика была полноценной по своей сути, а не за счет обилия декора и вычурных форм.
1. Зарождение функционализма
Функционализм в архитектуре – лаконичность, естественность и практичность.
Поскольку функционализм родом из интернационализма стоит определиться, что же это за стиль. По своей сути интернационализм – это направление в архитектуре, основывающееся на предельной функциональности, с отказом от явных национальных/этнических элементов и явным акцентом на искусственность. В свою очередь он стал основой для появившихся новых направлений: конструктивизма, брутализма, минимализма и функционализма. Последователи последнего жанра активно развивали свои идеи на базе знаменитой на весь мир школы Баухаус (Bauhaus), которая появилась в Германии и очень быстро завладела умами прогрессивных зодчих Западной Европы, а затем и Северной Америки.
Здание и преподавательский корпус Баухауса «Дом мастеров» в Дессау (проект В. Гропиуса, А. Мейера и учеников Школы, 1925-1926 гг.). Справка: Основоположник и идеолог направления функционализма Вальтер Гропиус (Gropius, Walter) стал первым руководителем учебного заведения новой формации, которую создал бельгийский живописец и архитектор Анри Ван де Велде, проповедовавший рационализм и принципы «нового стиля», получившего название ар-нуво. Переехав в Германию, ему удалось основать и новую Школу, в последствии получившей название «Баухаус» (Bauhaus, нем. Bau — строительство, постройка, здание и нем. Haus — дом, здание). В Ваймаре на базе Школы искусств Великого герцога (Großherzoglich-Sächsischen Kunstschule Weimar) он открыл «Экспериментальные художественно-промышленные мастерские», которые стали настолько популярны, что переросли в Саксонско-Ваймарское училище художественных ремесел. А когда появилась возможность построить новое здание (1919 г.), то объединенные под одной крышей учебные заведения, включая Государственное строительное училище (Staatliche Bauhochschule), стали называться – Государственная высшая школа строительства и формообразования (Das Staatliche Hochschule für Bau und Gestaltung), сокращенно – Баухаус.
2. Особенности функционализма
Что хорошо функционирует, то хорошо и выглядит (слова Бруно Таута).
Функционализм как выходец из интернационализма впитал в себя все принципы общественно-социальных идей, захвативших все крупные города Европы, а затем и Америки, начиная с 1920-1930 гг. Их приоритетом стали: удобство, подчеркнутая простота, монументальность и функциональность, акцентированная на том, что дом – это объект для проживания, а завод – производственное пространство. Утилитарные функции любого объекта или предмета ставились во главу угла, главными становились стремление к практической пользе/выгоде, без лишних украшательств и излишеств в чем-либо (высота, площадь, размер окон и т. д.)
Особая специфика функционализма выражается в следующих элементах:
Четкость и лаконичность геометрических форм – главный приоритет в оформлении экстерьера.
• В приоритете только геометрические угловатые конструкции (куб или прямоугольник). Пирамидальные, трапециевидные и цилиндрические формы – редкость, поскольку внутреннее пространство подобных структур сложно использовать с пользой по полной. Исключения могли составлять общественные и учебные здания, где предусмотрены актовые залы, обсерватории и т. д., в которых овальные или любые другие помещения являлись более рациональными структурами.
У функционалистов в приоритете небольшие окна, размеров которых достаточно для экономии электроэнергии в дневное время. | Фото: ru.pinterest.com.
Даже если требовалось масштабное остекление, окна были ленточными, горизонтальными и разбитыми на мелкие сегменты.
• Небольшие горизонтальные окна являются главным отличием от интернационализма, который нарочито подчеркивал искусственность здания за счет масштабного остекления (яркий пример небоскребы). Функционалисты не увеличивают размер и количество оконных проемов, придерживаясь допустимых норм минимума, позволяющего обеспечить нужную экспликацию помещений (чтобы экономить на электроэнергии в дневное время – не более). В современных или более масштабных проектах, в которых просматриваются идеи функционализма, встречается сплошное горизонтальное остекление, но окна за счет рам разбивают стеклянные площади на небольшие фрагменты, чтобы соответствовать следующему параметру.
Здание, состоящее из нескольких объемов, куда удобней использоваться для разных целей (Центросоюз в Москве). | Фото: samoform.ru.
• Разбитие монолитных площадей на мелкие сегменты в приоритете у функционализма, поскольку рациональное распределение пространства и зонирование в этом случае более практично. Взять, к примеру, музей, здание которого правильней всего разбить на отдельные блоки, где и будет размещаться одна тематическая экспозиция. С такой планировкой не придется думать, как с пользой обыграть переходное пространство при свободной планировке.
Цвета должны быть, приближенные к материалам, используемых в строительстве, а эстетика – полноценной по своей сути.
• Обилие только простых чистых цветов, которые напрямую зависят от использованного материала (бетонные/кирпичные стены, например, и вовсе не обязательно прятать под отделочными материалами, что позволяет снизить общие затраты на строительство). Отсюда серость и однородность построек, за которые до сих пор ругают советских архитекторов, проектирующих серийные многоэтажки, позволившие расселить людей из бараков и коммунальных квартир (что является большим достоинством нежели яркие экстерьеры).
Габариты здания должные соответствовать нуждам, а не поражать масштабом и вычурными формами. | Фото: housevariety.blogspot.com.
• Скромные габариты – еще одна отличительная черта функционализма от остальных направлений, вышедших из интернационального стиля. Если в остальных жанрах старались поразить масштабом, то функционалисты не посчитали нужным создавать гигантские строения. Для них все определяется функцией и рациональностью использования площадей. «Гуляющие» пространства для того, чтобы выделиться – абсолютно ни к чему, если на них не возлагаются задачи выполнения прямой функции или они не приносят никакой пользы.
Гибкая планировка позволит в любой момент поменять функционал помещений или самого архитектурного объекта.
• Гибкая планировка интерьера всегда более выгодна, ведь в процессе эксплуатации могут измениться обстоятельства, поэтому легко можно поменять функционал того или иного пространства. Это актуально как в жилых помещениях, так и в общественных или промышленных объектах, поскольку здания рассчитаны минимум на 50 лет существования.
Плоская крыша расширит возможности в обустройстве как частного дома, так и государственных/общественных зданий.
• Плоская крыша функционалистами была выбрана не случайно, ведь это огромная площадь, о которой чаще всего забывают. Ее более активно используют современники, обустраивая зоны отдыха, кафе и настоящие парки с живой растительностью, аллеями и местами для работы, учебы, занятия спортом и отдыха.
3. Яркие представители функционализма в архитектуре и их творческие эксперименты
Леопольд Бауэр – представитель модерна и рационалистического течения (здание универмага Бреды в Опаве, Здание Национального банка Астрии в Вене). Чешско-австрийский архитектор Леопольд Бауэр (Leopold Bauer, 1872—1938 гг.) – представитель рационалистического течения, ставшего той самой основой, на которой появился интернационализм и, соответственно, функционализм. Это он сформулировал главный принцип новой архитектуры, архитектуры «абсолютной целесообразности». Его разработки на практике доказали преимущества утилитарности в искусстве целом. По убеждению Бауэра: «Соответствие внешней формы предмета его утилитарной функции и является абсолютной красотой».
Ле Корбюзье — один из наиболее плодовитых архитекторов XX века, стоящих у истоков архитектурного модернизма, интернационального стиля и функционализма (Здание Ассамблеи в комплексе Капитолия в Чандигархе; Карпентер-центр визуальных искусств Гарвардского университета в Кембридже). • Ле Корбюзье (Le Corbusier; настоящее имя и фамилия Шарль-Эдуар Жаннере-Гри, 1887-1965 гг.) – величайший архитектор современности, один из самых ярких и значимых основателей архитектурного модернизма, интернационального стиля и функционализма, талантливый художник и дизайнер, которого упорно считают автором известного лозунга функционализма: «Дом это машина для жилья» (хотя эти слова первым произнес малоизвестный на тот момент итальянский футурист А. Сант-Элиа). Это он предопределил будущее форм зданий, которые определяются функцией объекта, напрямую влияя на конструкцию сооружения. Стоит отметить, что рациональный расчет и выбор оптимальной формы пригодился не только в архитектуре, зарождающаяся техническая эстетика и индустриальный дизайн неразрывно связан с функциональностью предмета или механизма.
Вальтер Гропиус – культовый архитектор и талантливый педагог, один из основоположников функционализма и рационализма (Здание посольства США в Афинах и Здание Баухауса в Дессау).
Преподавательский корпус Баухауса Дессау «Дом мастеров» и Дом Гропиуса в Линкольне, штат Массачусетс.
• Авторы Novate.ru хотели бы напомнить, что Вальтер Гропиус (1883–1969 гг.) считается идейным вдохновителем Школы Баухаус. Начиная с 1919 года и по 1928 г. он был руководителем разных отделений популярнейшего учебного заведения, а после того, как передал свой пост швейцарскому градостроителю А. Майеру, занялся Гропиус проектированием. Будучи еще директором Школы, он активно проектировал жилищные комплексы (поселок Дессау-Тёртен, проект «Береговая застройка озера Ванзе» в Берлине), участвовал в решении градостроительных (городской район Даммершток, жилой квартал в районе Сименсштадт в Берлине) и социальных проблем, выступая за рационализацию строительства. Из-за гонений национал-социалистов на Баухаус, Вальтер Гропиус сначала эмигрирует в Великобританию, а затем и в Кембридж (США), где в качестве профессора архитектуры преподавал в Школе дизайна («Graduate School of Design») Гарвардского университета.
Людвиг Мис ван дер Роэ – талантливейший архитектор и педагог, один из основоположников функционализма и его проект Стеклянного здания, реализованный спустя 50 лет после его смерти.
Ни одной лишней детали, ни один сантиметр полезной площади без действия (проекты Людвига Мис ван дер Роэ).
• Людвиг Мис ван дер Роэ (Mies Van Der Rohe, 1886–1969 гг.) – немецко-американский архитектор, один из лидеров функционализма, директор «Баухауса» в Дессау. С приходом Гитлера к власти вынужден был покинуть страну и выехать в Соединенные Штаты. Усовершенствовав идею «универсальной формы», разработал два основополагающих типа зданий, основным материалом которых являются стекло и сталь. Это вертикальная призма (стеклянная оболочка создается вокруг стального каркаса), яркими примерами которой являются дома Lake Shore Drive Appartments в Чикаго, Seagram Building в Нью-Йорке. А также распластанный параллелепипед, представляющий собой стальной каркас с единым внутренним пространством и стеклянными навесными панелями, расположенными снаружи. Такое себе «здание-ларец», конструкция которого опробована при строительстве корпуса архитектурного факультета Иллинойского технологического института в Чикаго.
Конструктивизм также вышел из интернационального стиля, особенно он был популярен в СССР, где приобрел особенные черты.