Голландское бюро Denieuwegeneratie Architecten («Новое поколение») — авторы самого странного частного дома, сооруженного рядом с Амстердамом. О проекте — Томас Дибен, специально для «ИНТЕРЬЕР+ДИЗАЙН».
«В свое время модернизм был обращен к проблемам общества, — рассказывает Томас Дибен, один из соавторов проекта. — Архитекторы создавали окружение, основанное на теории и расчетах. Но сегодня идея стабильного, сбалансированного и как следствие управляемого мира — утопия. Природа постоянно изменяется, развивается и приспосабливается к новым условиям. Человек не выжил бы, если бы экосистема не восстанавливала баланс. Так же должен действовать и архитектор. Хватит мыслить схемами. Пора создавать дизайн и архитектуру, способные к эволюции, проектировать гибкий, изменяемый, экодружественный город.
Проект под Амстердамом воплощает нашу программу. Участок находится на границе заповедника, поэтому согласование было нелегким: надо было убедить власти, что здание — элемент ландшафта. Для этого мы встроили его в искусственный холм, созвучный окружению: с XVIII века здесь остались насыпи, с которых жители обозревали защитные дамбы. Дом на 200 процентов экологичен: не выделяет CO, оснащен системой рециркуляции воды и производит больше энергии, чем потребляет. Излишки будут использованы для электромобиля, который собирается приобрести хозяин. Ядро планировки — опен спейс 12 x 19 м.
«Дом на 200 процентов экологичен. Производит больше энергии, чем потребляет».
Если, скажем, хозяева родят еще одного ребенка, они смогут сделать дополнительную комнату. Если решат уехать, новые владельцы переоборудуют постройку хоть в ресторан, хоть в ферму. Наша постройка легко приспосабливается к новым ситуациям! Вообще, в нашем понимании дом — оболочка для жизни, средство самоидентификации того, кто в нем живет. Человек должен окружать себя созвучными вещами, а дом — позволять ему это. Если архитектура доминирует над тем, что внутри — будь то люди или мебель, — мы получаем дом ужасов, достойный Хичкока. Такого нельзя допустить».
«Мы любим чистые, честные материалы, — подчеркивает автор проекта. — Бетон без отделки, открытое дерево, сталь со сварочными швами, гофрированный алюминий — вместе они дают ощущение покоя, тепла и безопасности, которое очень облагораживает атмосферу в доме. Причем важны не только материалы сами по себе, но и их сочетания. Хорошо, когда видно, как устроен, сконструирован дом, как соединены его элементы. Великим мастером такой честности был датский автор 1960-х, притцкеровский лауреат Йорн Утзон (самая известная работа — оперный театр в Сиднее, 1973). Если вы посмотрите внимательно, то увидите: в нашем доме есть кое-что от его церкви в Багсверде».
«В этом проекте много вещей, которым дана вторая жизнь. Например, старый автомобиль превращен в стеллаж. Идея принадлежит главе семьи. Поскольку дом с самого начала задумывался как «зеленый», его владелец не мог разъезжать на отравляющем природу транспортном средстве. А чтобы больше никто и никогда не сел за руль этого монстра, он обратился к местным ребятам, которые занимаются автомобильным тюнингом. Механик легко переоборудовал его в надежную устойчивую конструкцию для хранения. Он был в восторге от затеи».
«С тех пор как Марсель Дюшан в 1917-м выставил писсуар как арт-объект под названием «Фонтан», взаимоотношения предметного мира и искусства сильно изменились. Принципиальных различий между ними больше нет. Дизайнеры все чаще выставляются в музеях. Я считаю, что, если автор затрагивает чьи-то эмоции, его творение можно считать искусством. Например, то, как Мартен ван Северен спроектировал и соединил детали своего стула, очень волнует меня как архитектора: я хотел бы видеть такой стул в музее. Я убежден, что предмет мебели может подняться до уровня Возвышенного, Великого. Возможно, дизайн Мартена Бааса именно таков: он напоминает полотна Фрэнсиса Бэкона».
«Одна моя израильская коллега как-то сказала: всё, что делаете вы, голландцы, напоминает ваш ландшафт — чистый, четкий, абстрактный. Мне же кажется, мы всегда были склонны манипулировать реальностью — например отвоевывая сушу у воды, но также и в искусстве, и архитектуре. Можно вспомнить искаженный мир Ван Гога, абстракции Мондриана, ранний модернизм Хендрика Петрюса Берлаге 1900-х, архитектурное движение SuperDutch конца XX века... Еще все отмечают у нас особое чувство юмора: жесткое, безжалостное. Таков и дизайн; яркие примеры — концептуальные работы 1990-х. Буквальная трансляция концепта приводит к неэстетичным, но функциональным решениям. Одни называют это юмором, другие — цинизмом».