Ролан Девульф мечтал о замке. Мечту он воплотил, оформив свою просторную квартиру в самом дорогом квартале Брюсселя. Главное в жизни Девульфа — искусство.
Девульф — бывший промышленник. Занимался бытовой химией и косметикой, возглавлял завод в городе Ипр в Западной Фландрии, на котором работали почти полторы тысячи человек. Сегодня он наслаждается заслуженным отдыхом. В Брюсселе поселился на авеню Луизы, которую здесь самонадеянно называют аналогом Елисейских Полей в Париже и Пятой авеню в Нью-Йорке. В самом конце улицы, возвышаясь над Камбрским лесом — «зелеными легкими» города, на шестом этаже располагается его квартира.
Он называет себя типичным бельгийцем: родился от отца-фламандца и матери-валлонки, любовь к искусству своего времени заложена у него в генах. Ролан Девульф — коллекционер. Регулярно посещает арт-ярмарки. Особенно нравится Art Basel. «Лучшие галереи собраны в одном месте. Серьезному коллекционеру упускать такой шанс неразумно».
Он признается, что все его приобретения — результат спонтанных решений. «На ярмарке нет времени для раздумий, это не в галерее покупать. Чуть расслабился — и работу перехватил конкурент». Особо интересуется фотографией и видеоартом: считает, что их выразительный и технологический потенциал созвучен современной эпохе.
Площадь квартиры — 400 кв. м, если считать и балкон. Кроме того, у «пенсионера» есть вилла в 1600 кв. м среди дюн Северного моря и квартирка для временного пребывания (200 кв. м) на авеню Монтень в Париже — в доме, где жила Марлен Дитрих.
Прежние хозяева брюссельской квартиры принадлежали к аристократии и обитали «в старых добрых временах», вместе с четой домашних слуг и мебелью XVIII века. «В память о них я сохранил лепнину, филенчатые двери и плиту с гербом на камине, — говорит буржуа. — А также повесил «портреты предков» — ироничные работы финского автора Йормы Пуранена и голландца Яна Ворста. Я всегда мечтал владеть замком. Но таким, чтобы был модным, комфортным, функциональным. Предпочитаю жить в двадцать первом веке».
В «замке» есть хорошо оборудованная кухня, отделанная корианом и сталью; многочисленные встроенные шкафы и ресторанные холодильники. По углам спрятаны скрытые камеры, позволяющие хозяину, будь он в Париже или на море, постоянно наблюдать за домом. В оконных проемах — самоочищающиеся стекла. Осуществить реконструкцию помогла компания Top Mouton.
«На белом фоне всё выглядит лучше: искусство, мебель, люди»
В квартире преобладает белый цвет. «Это свежо, молодо — и гигиенично». Чистота весьма важна для производителя средств по уходу за домом и ответственного коллекционера. Ковры, собирающие пыль, под запретом. На полу — доска беленого дуба, в ванных — керамическая плитка такой же ширины.
Хозяин говорит, что недавно приобрел еще одну квартиру в том же доме, под своей собственной. Теперь его жилье станет еще больше похожим на замок. И вместит вдвое больше предметов искусства.
Коллекционер обязан вникать в нюансы. В том числе — освещения. Современное искусство не предполагает отдельной подсветки, нужен общий рассеянный свет, не наносящий вреда (особенно чувствительна фотография). Девульф создал неоновые подсветки — закарнизные и открытые, использовав оборудование марки Modular: лампы теплого оттенка более адекватно передают цвета. В доме коллекционера телеэкран служит для экспонирования видеоарта. И вопреки канонам эффектно смотрится над черным квадратом камина.
Имя из коллекции: Франсуа Лаланн. Франсуа-Ксавье Лаланн (1927–2008) родился в Гаскони, учился в Париже. За свою жизнь удостоился 85 персональных выставок. Самая крупная ретроспектива (вместе с женой Клод) прошла в 2010 г. в парижском Musee des Arts Decoratifs. Основываясь на египетском, ассирийском искусстве и ар-деко, Лаланн создал свое направление в сюрреализме. «Дюшан превратил писсуар в скульптуру, а я сделал из скульптур унитазы и корыта». Его прославили корова-стол, овца-банкетка, бегемот-комод, птица-кровать, муха-унитаз, носорог-бюро, выполненные из бронзы, палисандра, мрамора, кожи. Лаланновские монстры живут во дворцах Ротшильдов, в шато Юбера Живанши и в покоях Елизаветы II.