Искусство инсталляции — одна из самых мощных и захватывающих форм современного творчества. В отличие от традиционных направлений, таких как живопись и скульптура, арт-композиции предназначены для заполнения целых пространств и необязательно это будут выставочные площади галерей или культурных центров. Возникнув как полноценное движение в 1960-х годах, искусство инсталляции с тех пор стало одним из самых популярных и распространенных направлений современной художественной практики. Но особенную яркость ему придает развитие технологий, открывшие двери для совершенно новых возможностей в стремлении выразить себя при создании необыкновенных вещей, которые может и не станут мировыми шедеврами, но забудутся точно не скоро.
Краткая история искусства инсталляции
Родоначальником искусства инсталляции можно смело считать Эль Лисицкого. | Фото: navimba.com.
Двух- и трехмерные фигуры от Эль Лисицкого. | Фото: neboltai.ru.
Искусство инсталляции возникло как художественное движение в начале 1960-х годов, но до этого времени происходили попытки создания особого вида жанра, которые и легли в его основу. Еще в 1923 году Эль Лисицкий – советский художник, архитектор-новатор, конструктивист, яркий представитель авангарда активно исследовал связь между живописью и архитектурой, представив миру всемирно известную «Проунскую комнату», где двух- и трехмерные геометрические осколки взаимодействуют друг с другом в пространстве.
Одна из главных работ Курта Швиттерса.
Десять лет спустя немецкий художник-дадаист Курт Швиттерс начал делать свою постоянную серию инсталляций под названием «Мерцбау» (1933 г.), используя деревянные панели, глядя на которые, создается впечатление, что они растут наружу прямо из стен. А вот французский сюрреалист и художник-дадаист Марсель Дюшан стал одним из первых, кто неожиданным образом экспериментировал с траекторией движения посетителей по пространству галереи, заполняя его сложной паутиной, вылившейся в композицию в «Миле струны» (1942 год).
Эпатажные арт-композиции от Класа Ольденберга, который начинал с хеппенингов. Интересный факт: В 1950-х годах, в США, вошли в моду хеппенинги (театрализованное представление, построенное на импровизации с участием самих художников), представляющие собой яркие и деятельные композиции с грубо собранными объектами, которые, чаще всего носили политизированный характер. Больше всего на поприще перформанс-искусства отличились Клас Ольденберг и Аллан Капроу, которым удалось объединить художественное начало с театрализованными представлениями.
Используя лишь стальной каркас и километры тканей, творческий дует Христо Явашев и Жанна-Клод создавали самые масштабные инсталляции в мире.
К 1960-м годам термин «искусство инсталляции» был принят ведущими изданиями, включая Artforum, Arts Magazine и Studio International, для описания быстро растущей тенденции к ассамбляжам (техника визуального искусства подобна коллажу, только главными деталями становились объемные элементы и целые предметы, скомпонованные на плоскости по принципу создания композиции на картине) и заполнении огромных пространств одним творением. Эти произведения создавались так, чтобы подчеркнуть отрешение от арт-рынка, поскольку подобные художественные композиции творили не на продажу (после выставки все шедевры требовали разборки). Единственным доходом могли стать фотографии и чертежи.
Развитие технологий позволяет погружать зрителей внутрь произведений искусства, делая их участниками захватывающего действа.
Отсутствие финансовой выгоды переопределило дальнейшее развитие направления, сделало его более ярким и неожиданным, ведь творцы могли экспериментировать в свое удовольствие, а не в угоду моде или заказчика. С тех пор инсталляционное искусство, подпитанное фантастическими достижениями в сфере иммерсивных технологий, остается основой современной художественной практики, оно более разнообразно и экспериментально, чем когда-либо. 1. «Холодная темная материя: взорванный вид» от Корнелии Паркер
«Холодная темная материя: взорванный вид» от Корнелии Паркер. | Фото: delartemagazine.com. Арт-композиция британской художницы Корнелии Паркер «Холодная темная материя: взорванный вид» (1991) — одна из самых ярких и запоминающихся инсталляций конца прошлого века. Чтобы создать эту работу, Паркер заполнила старый сарай домашним хламом, включая старые игрушки, инструменты, посуду и т. д. прежде, чем весь сарай был ...взорван на полигоне одного из подразделений британской армии. Оставшиеся фрагменты креативная художница собрала и подвешивала их в воздухе, создавая иллюзию, будто они парят во время только что произошедшего взрыва. Получившуюся композицию подсветили так, чтобы создавалось жутковатое впечатление какой-то безысходности и неразгаданной тайны. Однако, главной идеей Корнелии было показать не страх смерти, а перспективу возрождения даже самых ненужных вещей, которые каждый из нас хранит в сарае, ведь в ее композиции после взрыва они обрели новую жизнь.
2. «Грибная комната» от Карстена Хеллера
«Грибная комната» бельгийского художника Карстена Хеллера заставляла каждого посетителя участвовать в чьей-то игре. | Фото: theartnewspaper.ru.
«Грибная комната» должна была стать толчком к пробуждению изобретательности и творческого потенциала (работа Карстена Хеллера). | Фото: theartnewspaper.ru.
«Грибная комната» от бельгийского художника Карстена Хеллера — это реализация детской сказки, в волшебный мир которой каждый мечтал или все так же мечтает попасть каждый посетитель Центра искусств Fondazione Prada в Милане. По сведениям Novate.ru, Хеллер намеренно выбрал красно-белый мухомор из-за его психоактивных свойств, сильно преувеличивая размер самих грибов, их цветовую гамму и текстуру, чтобы усилить драматическое воздействие на человека. Подвесив их к потолку вверх ногами, автор идеи заставляет посетителей наклоняться и даже уменьшаться в размерах, пробираясь сквозь «заросли» хрупких на первый взгляд шляпок. Эту инсталляцию Хеллер превратил в интерактивный опыт, который задействует все тело и разум, что позволяет создавать впечатление участия в чужой постановке. Он сравнивает преобразующую силу этих грибов не только с процессом просмотра, главным является взаимодействие человека с произведением искусства, нацеленное на пробуждение изобретательности и творческого мышления в процессе самого движения.
3. Инсталляция «Атомиум» от Андре Ватеркейна в Брюсселе (Бельгия)
Инсталляция «Атомиум» от бельгийского инженера Андре Ватеркейна – культовый символ атомного века и мирного атома (Брюссель, Бельгия).
Арт-композицию Atomium используют в качестве ресторана и смотровой площадки (Брюссель, Бельгия). | Фото: fkell.livejournal.com.
Одной из впечатляющих достопримечательностей Брюсселя является арт-инсталляция Atomium (Атомиум), разработанная бельгийским инженером Андре Ватеркейном, приуроченная к проведению Всемирной выставки 1958 года. Огромная композиция высотой 103 метра, состоящая из 9 сфер, каждая диаметром по 18 метров (изначально покрыта алюминиевым сплавом, а после реконструкции 2006 года сталью), задумывалась как символ атомного века и мирного атома. Стоит отметить, что временная конструкция, созданием которой руководили братья Полак, не была демонтирована после знакового мероприятия. Ее ресторан и обзорная платформа, расположенная в самом верхнем «атоме» (увеличен от кубического фрагмента кристаллической решетки железа в 165 млрд раз), до сих пор встречают гостей. А попасть туда можно на специальных эскалаторах.
4. Инсталляция-фонтан Metalmorphosis от Давида Черны в Северной Каролине (США)
Метаморфозы от чешского художника Давида Черны (Metalmorphosis, Северная Каролина).
Конструкция арт-композиции весом в 14 тонн нержавеющей стали, управляется встроенными двигателями и специальными компьютерными программами (Metalmorphosis, Северная Каролина). | Фото: art-veranda.ru.
Это тот случай, когда арт-композиция является постоянно действующей инсталляцией. Ее автор, известный чешский художник Давид Черны в присущей ему провокационной манере, создал вполне функциональную и динамичную инсталляцию Metalmorphosis, которая стала украшением территории Центра Уайтхолла в Шарлотте (штат Северная Каролина). Это действующий фонтан в виде гигантской трехмерной головы, извергающей поток воды и состоящей с множества металлических платин, которые постоянно движутся, образуя невероятные образы.
5. «Ранчо Кадиллак» от группы неформалов «Муравьиная ферма» в Амарилло (штат Техас, США)
«Ранчо Кадиллак» – арт-композиция из настоящих автомобилей, которые решили не просто покрыть граффити, их частично закопали в землю (Амарилло, штат Техас). | Фото: timeout.com.
Группа хиппи из Сан-Франциско, называющая себя «Муравьиная ферма», пригнала десять классических автомобилей кадиллак просто в чистое поле на частном земельном участке недалеко от Амарилло. Чтобы выразить свое видение нового направления в искусстве, они попросту ...закопали машины в землю (передней частью кузова), одну за другой, назвав арт-объект Cadillac Ranch («Ранчо Кадиллак»). Установленная композиция всегда покрыта граффити (периодически обновляется), хотя иногда, в рамках той или иной идеи, их перекрашивают. Так, например, в 2020 году на короткий промежуток времени их окрасили в сплошной черный цвет под девизом Black Lives Matter (Жизни темнокожих имеют значение).
6. Инсталляция «Бесконечность зеркальной комнаты» от Яёи Кусама
Другие зеркальные бесконечные комнаты, автором которых является японская художница Яёи Кусама.
Используя лишь зеркальные панели и цветные огоньки, японская художница Яёи Кусама создала чарующий мир иммерсионного пространства под названием «Бесконечность зеркальной комнаты» или Infinity Room, который приводил в восторг посетителей галерей по всему миру. Хитрость в создании бесконечности состояла в том, что художница вначале установила зеркальные панели на всех плоскостях небольшого помещения, включая потолок и пол, а затем заполнила его крошечными сетями цветных огней или светящихся объектов. Их лучи, преломляясь создают тот самый эффект бесконечности, по которому идут посетители, рассматривая «Вселенную» и призматическое отражение самого себя.
7. Инсталляция из воздушных шаров Evanscent от Atelier Sisuе
Evanescent — это иммерсивная, светлая и впечатляющая атмосфера, подчеркивающая эфемерность и мимолетность (работы Atelier Sisuе).
Яркие, меняющие свою окраску шары, можно было увидеть в 22 крупных городах мира (работы Atelier Sisuе).
Дизайн-студия из Сиднея Atelier Sisu, возглавляемая художниками Ренцо Б. Ларривьером и Зарой Пасфилд, преуспели в создании арт-композиций, украшающих общественное пространство. Совсем недавно творческий коллектив создал арт-инсталляцию из воздушных шаров под названием Evanscent, которую увидели жители и гости 22 разных городов в 12 разных странах мира. Причудливые шары с переливчатыми красками, где бы не были установлены, в крупном торговом центре или на общественной площади, привлекают к себе внимание, громко заявляя о возможностях, открывающихся в связи с развитием новых технологий. В этом случае речь идет не о компьютерных программах, а о материале, из которого сделаны шары. Их покрытие светоотражающей дихроичной пленкой, способной реагировать на меняющийся свет, исходящий от солнечных лучей, отражаясь, вызывает радугу, создает настоящий взрыв красок и эмоций.
9. Галерея удивительных инсталляций со всего мира
Эпические арт-инсталляции одинаково прекрасно смотрятся и на улицах, и площадях городов.
Публичные арт-композиции могут служить и монументальным образцом, и быть приятным дополнением к дизайну дворовых и парковых площадок.
Эпатажная инсталляция для привлечения внимания лидеров крупнейших стран мира и политиков к проблемам экологии (работа Джо Раша, Великобритания).
Арт-композиция из гигантских стальных кругов дает возможность посетителям почувствовать себя лилипутами в Стране Гулливеров (Музей Гуггенхайма в Бильбао). | Фото: dekatop.com.
Арт-инсталляция Planet в парке Сингапура.
Самые неожиданные инсталляции, которые можно увидеть в Парке Dismaland (Уэстон-сьюпер-Мэр, Великобритания).
В продолжение темы, предлагаем взглянуть на 7 эпатажных инсталляций, вызвавших неоднозначные ассоциации у зрителей и специалистов.