В последнее время все чаще появляются амбициозные проекты превращения городских «джунглей» в особенную экосистему. Ярким тому подтверждением стал концепт пешеходного моста через Сену от архитектора Винсента Каллебо. В его честолюбивые планы входит не только соединить два района Парижа, но устроить настоящий рай для любителей садов и огородов, ведь на крыше переправы будут организованы сельскохозяйственные угодья, где можно выращивать овощи и фрукты.
Скоро парижане смогут выращивать овощи и фрукты прямо на пешеходном мосту «Зеленая линия» (концепт Vincent Callebaut Architectures).
Превращение Парижа в самый зеленый город планеты стало заветной мечтой архитектора Винсента Каллебо (хотя сам он себя называет архибиотект), а последний проект Vincent Callebaut Architectures лишь подтверждает серьезность и практичность его намерений. The Green Line или «Зеленая линия» – это новый концепт пешеходного моста через Сену, отличающийся не столько архитектурными формами, сколько растениеводческими особенностями и внедрением инновационных разработок. Иными словами, автор проекта решил украсить столицу Франции фруктовыми садами и овощными грядками, на которых можно выращивать вполне съедобные экологически чистые плоды, а в водах городской реки (!) – вкусную и полезную рыбу.
Конструктивно пешеходный мост Green Line похож на скелет рыбы (концепт Vincent Callebaut Architectures). | Фото: designboom.com.
Справка от редакции Novate.ru: Вычурное слово архибиотект – это новый термин, который придумал сам Винсент Каллебо. Слово archibiotect – объединяет префиксы слов ARCHItecture + BIOtechnologies + Technologies of Information and Communication. В своей работе французский архитектор опирается только на эти понятия, отсюда и появление нового слова, ярко отражающего его позицию в проектировании, в котором он достиг уже определенных высот и стал известным в этой отрасли специалистом. Журналом Time архбюро Vincent Callebaut Architectures отмечено «как лучшая перспективная и дальновидная архитектурная фирма с экологичным направлением». В данном проекте Винсент Каллебо предлагает Парижу гораздо больше, чем обычную переправу с одного берега на другой – это будет место, где можно весело провести время, изучать передовые технологии, попробовать свеженькие фрукты и овощи, сорванные непосредственно с дерева или грядки.
Конструкция пешеходной переправы «Зеленая линия», соединяющей два берега реки Сены (концепт Vincent Callebaut Architectures). | Фото: vincent.callebaut.org.
Но в приоритете все-таки озеленение города и развитие органического сельского хозяйства, которое в такой оригинальный способ хотят вживить в среду современного мегаполиса. Благодаря второму ярусу, выступающему в роли панорамной крыши (площадью 3,5 тыс. кв. м) и размещенным на ней садам, оранжереям и овощными грядкам горожане и гости столицы наверняка узнают об экогастрономии и натуральном питании, что совсем немаловажно в наш век. По словам Каллебо, на «сельхозугодьях» «Зеленой линии» будут выращивать впечатляющие 96 тонн экологически чистой продукции в год в виде фруктов, ягод, капусты, швейцарского мангольда, спаржи, гороха, черники и многого другого.
Мост станет особенным местом отдыха, учебы и социального взаимодействия парижан и гостей города (концепт Green Line). | Фото: vincent.callebaut.org.
Интересный факт: Сад и огород над Сеной спроектированы как учебно-экспериментальный центр для тех, кто занимается городским сельским хозяйством, и неважно будут ли это профессионалы или любители без соответствующего образования. Каждый желающий сможет поучаствовать в посадке, уходе и выведении новых сортов. Такое взаимодействие поспособствует получению новых знаний дилетантами, любители не откажутся от возможности обзавестись бесценным опытом, редкими семенами и саженцами, а профессионалы всегда будут иметь добровольных помощников.
Впечатлят такие нововведения участников и почитателей движения Slow Food («медленная еда»), ведь фрукты и овощи, выращенные на пешеходном мосту «Зеленая линия» будут готовить и подавать прямо в ресторанах. А вот их обеденные залы непременно планируют расположить у панорамных окон, так что посетители смогут любоваться достопримечательностями Парижа и наслаждаться вкусной и полезной едой.
Основная конструкция моста состоит из двух двойных арок: нижней – длиной 155 м, и верхней – протяженностью 220 м (концепт Vincent Callebaut Architectures).
В пресс-релизе к проекту говорится: «The Green Line – это прототип «съедобного», устойчивого и экологичного направления в архитектуре. В структуру моста интегрированы новейшие системы, которые помогут генерировать собственную энергию из возобновляемых источников, перерабатывать непригодные в пищу растительные отходы, очищать сточные воды, а также полностью оптимизировать свои потребности благодаря информационно-коммуникационным технологиям.
В организации многогранной экосистемы и общественного пространства будут задействованы и водные ресурсы, и прибрежные участки (концепт Vincent Callebaut Architectures). | Фото: worldarchitecture.org.
В дополнение к густо заросшей растительностью крыше, проектом предусмотрена организация большого питомника для рыб и другой подводной живности площадью 8,5 тыс. кв. м, который получил название Amphibian garden («Сад амфибий»). Созданные в рамках проекта водосборные бассейны будут представлять собой обширную зону убежищ для речной рыбы во время наводнений, а также большого нерестилища. Для этих целей разработаны системы рекуперации и фитоочистки воды, расположенные в лагунах. Ожидается, что проект позволит восстановить биологическое разнообразие подводной фауны и флоры.
Разбивка переправы на уровни позволит организовать многофункциональное пространство (концепт Green Line). | Фото: worldarchitecture.org.
Такие внедрения еще раз подчеркивают, что экологическая составляющая в концептуальном проекте «Зеленая линия» является основополагающей и очень впечатляющей. Если власти решатся на строительство многофункциональной пешеходной переправы, то в Париже прибавится около 12 тыс. кв. м зеленых насаждений и фитомелиоративных лагун. А это поспособствует улучшению качества воздуха (поглощение 125 тонн CO₂ в год) и увеличению биоразнообразия.
На верхней арке моста Green Line высадят около 20 тыс. различных растений (концепт Vincent Callebaut Architectures). | Фото: newatlas.com.
Также в концепте рассматривается возможность не только озеленения примыкающих к мосту берегов, но и создания на них учебных аудиторий, исследовательского центра, лаборатории, инкубатора, офисов и органических ресторанов. Для обслуживания моста и организации его энергетической независимости планируется установка гибридных солнечных панелей площадью 3 тыс. кв. м и 56 ветряных турбин, производящих как энергию, так и горячую воду; биогазовой системы (переработка растительных отходов и производство тепловой и электрической энергии), в которой воды реки будут использоваться в качестве теплоотвода. По подсчетам специалистов, такое количество альтернативных установок выработки электроэнергии образуют ее излишки, которые перенаправят в близлежащие здания.
Остается лишь надеяться, что неожиданный, даже можно сказать фантастический функционал пешеходной переправы впечатлит не только рядовых парижан, но и тех, от кого зависит реализация проекта, и в скором времени мы увидим на Сене «Зеленую линию» с ее благоухающим фруктовым садом и уникальным «Садом амфибий». Ну а пока можно полюбоваться эко-проектами будущего, созданными специалистами Vincent Callebaut Architectures.
«Зеленая» архитектура становится настолько популярна и востребована, что многие прогрессивные города вкладывают немалые деньги в реализацию удивительных эко-проектов. Совсем недавно, в Копенгагене открылся фантастический многофункциональный комплекс прямо на крыше мусоросжигательного завода, и теперь он играет важную роль в сохранности и развитии экосистемы города.