Ираклий Зария спроектировал квартиру в Хлебном переулке, в доме начала ХХ века. Дизайнер доказал: интерьер без цвета может быть выразительным, интересным, глубоким. Большинство предметов выполнены на заказ по его эскизам.
Ираклий Зария — автор с мировым реноме. Недавний его проект, яркий дуплекс в Лондоне, был напечатан в Интерьерных изданиях Италии, Японии, Индонезии, стран Ближнего Востока, а в Соединенных Штатах — украсил обложку журнала. В России его первым напечатал ИНТЕРЬЕР + ДИЗАЙН.
Новая работа — квартира в Москве площадью 120 кв. метров. Заказчица — молодая девушка с утонченным вкусом и дипломом искусствоведа. Долго жила в Англии, любит искусство, ценит винтаж.
Квартира хотя и находится в старом доме, но, пережив череду ремонтов, аутентичных деталей не сохранила. Исторический контекст и хорошая высота потолков — более 3,5 метра — располагали к созданию влепнины. Ираклий Зария придумал массивный гипсовый декор.
Хозяйка квартиры просила «обволакивающий» интерьер, такой, что дарит спокойствие, блаженство, уравновешенность. Цвета не хотела — Ираклий Зария с радостью согласился на эксперимент. Сделать монохромный интерьер — в белом, сером, бежевом — по мнению Зария сложнее, чем цветной: он не так привлекает внимание зрителя, как тот, что отмечен яркими цветовыми всплесками, проигрывает ему в зрелищности.
«Когда работаешь в монохроме, у тебя на руках два козыря, — говорит Ираклий. — Первый — интересные, скульптурно значимые предметы, мебель и произведения искусства. Второе — разнообразные фактуры; их совмещение на одной площадке спасает: делает интерьер намного более примечательным, позволяя избежать самого страшного для декоратора определения: «Скучно!»
Ираклий Зария всегда оперирует большим количеством материалов: «Если у меня есть нечто гладкое, по соседству непременно будет шероховатое, рядом с глянцевым — появится матовое». В этом проекте он сочетал дикий шелк, буклированную шерсть, бронзу, стекло грубой текстурированной обработки, редкий на нашем рынке пергамент, селенит, войлок, акрил — эти и другие материалы образуют восхитительный ансамбль, придавая интерьеру многослойность.
Несмотря на то, что этот интерьер «без цвета», автор проделал с палитрой огромную работу: применил не менее 15 близких к белому оттенков — off-white: от теплых тонов яичной скорлупы до холодных жемчужных. Такое разнообразие также работает на усложнение, на создание глубины. Чисто-белого здесь ничего нет: даже молдинги, карнизы и потолок имеют едва уловимый цвет.
Чтобы сделать пространство умиротворяющим, его лишили острых углов: плавные скругленные линии свойственны и стенам, и предметам мебели. «Они соответствуют характеру, духу заказчицы. И моему тоже — я всегда любил аморфные текучие формы».
Основная часть предметов изготовлена на заказ. Зеркало из бронзы и гипса, прикаминная ширма в пергаменте, диваны с бронзовыми ножками, парные комоды из селенита, пергамента и акрила, лаковый обеденный стол со вставкой из оникса, ковер из льна и вискозы — все выполнено по дизайну Ираклия Зария.
В квартире много винтажа, есть настоящие шедевры. Например, кресло Пола Эванса — одного из самых интересных и популярных американских дизайнеров. Он был и скульптором и художником, но полнее всего реализовался как автор брутальной металлической мебели. Пик его творчества пришелся на 1970-е. Ванная украшена светильником архитектора Карло Скарпа — мастера слияния классического и современного, чьи реконструкции старых зданий признаны эталонными.
Автору удалось создать, как того хотела заказчица, пространство, которое успокаивает и «обволакивает». Которое в жизни выглядит еще лучше, чем на картинке. «Самое главное, оно делает свою хозяйку счастливой», — подводит итог Ираклий Зария.