Архитекторы бюро AN + отреставрировали и переосмыслили дом в стиле Баухаус в Тель-Авиве — резиденцию предпринимателя Мати Броудо.
Тель-Авив привлекает архитекторов и дизайнеров по разным причинам и одна из них — около 4000 зданий в стиле Баухаус, построенных начиная с 1930-х годов. Их авторы — еврейские архитекторы, иммигрировавшие из Германии в Израиль, спасаясь от нацистского режима. Дома, покрытые белоснежнй штукатуркой, попали в фокус общественного внимания в последние десятилетия — после того, как в 2004 Тель-Авив был объявлен ЮНЕСКО объектом Всемирного наследия и около 1200 зданий вошли в список построек для сохранения.
Архитектор Авиталь Гурари (Avital Gourary), которая вместе с Натанелем Эльфасси (Natanel Elfassy) возглавляет тель-авивское бюро AN +, считает, что популярность зданий обусловлена их «скромным архитектурным языком». Различные категории и правила сохранения построек подразумевают, что в некоторых случаях возможна не только их реконструкция, но и модернизация и расширение. «Инвесторы, девелоперы, архитекторы и дизайнеры стали неотъемлемой частью того, во что превратится город. Это создало для них много возможностей».
Здание, над которым работали архитекторы AN +, было построено в 1930-х годах в Неве-Цедек, одном из старейших районов города. Десять лет назад его приобрел предприниматель в сфере гостиничного бизнеса и ценитель Баухауса Мати Броудо (Mati Broudo). После реконструкции пространство площадью 600 кв. метров превратилось в три квартиры и две студии.
«Мы намеревались создать максимально разумный дизайн, а не самый эффектный, — объясняет Авиталь Гурари. — Проектом Broudo House мы хотели показать, что с небольшим архитектурным вмешательством можно превратить существующее здание в новый образец архитектуры. Не потому, что оно обязательно будет красивее, а потому, что наш поступок явно выражает намерение превратить существующее здание во что-то новое. Это то, что мы называем «переосмыслением Баухауса».
В доме появился новый лестничный пролет, который со стороны фасада выглядит, как застекленная стена: горожане называют такие окна «термометрами». «Нашей целью было вернуть лестничной клетке ее социальную и экологическую значимость, которая существовала во время строительства этих зданий», — говорит Авиталь Гурари. Благодаря световому люку на крыше и тому, что пролет с одной стороны не отгорожен стеной от внутреннего дворика, площадка вокруг лестницы также выполняет функцию небольшого патио.
Это залитое светом пространство, одновременно внутреннее и наружное, соединяет вход, апартаменты, задний двор и сад на крыше. «Внутренний дворик — это место, где люди встречаются, наслаждаются легким бризом и общаются с соседями», — говорит Авиталь Гурари. Еще одна особенность патио в том, что на его фасадах архитекторы воспроизвели очертания оригинальных окон этого здания, чтобы объединить старые и новые элементы и подчеркнуть первоначальный характер дома.
Сами апартаменты — с открытой планировкой и продуманным разделением общественных и частных помещений. Например, спальни визуально отделены от гостиных раздвижными стенами или находятся с ними на разных уровнях — и тем самым создают ощущение приватности, оставаясь частью общего пространства квартиры.