Массимо Минини рассказал ИНТЕРЬЕР+ДИЗАЙН о своей галерее и жизни в итальянской Брешии.
«Меня часто спрашивают, почему я выбрал для жизни Брешию. Видимо, намекают, что галеристу положено селиться в Нью-Йорке или хотя бы в Милане, а не в провинции. Между тем до Милана отсюда рукой подать, да и все важные центры арта, такие как Базель, тоже находятся недалеко.
Важно, что в Брешии жизнь гораздо проще и дешевле: здесь я могу позволить себе здание в 700 кв. м, где находятся и галерея, и офис, и жилье, — это бывшая фабрика постройки 1910 года. 200 кв. м на первом этаже занимает исключительно выставочное пространство. А еще у меня имеются тысяча метров в другом районе, где я размещаю особо крупные работы — разве в Нью-Йорке было бы мне по карману подобное?
Обновляя интерьер, я пригласил архитектора, но строго контролировал его фантазию: современное искусство требует лаконичной среды. Помимо картин и скульптур, я размещаю здесь коллекцию ковров, стекла и дизайнерских сидений.
Дизайн — самое логичное продолжение искусства (и то и другое транслирует красоту; единственное различие в том, что дизайн утилитарен). А поскольку итальянцы, по моему убеждению, лучшие художники в мире, неудивительно, что наша страна породила так много великих дизайнеров. У итальянцев давние отношения с искусством. Свидетельство тому — Валкамоника, которую я настоятельно советую посетить вашим читателям: в этой альпийской долине они найдут захватывающую концентрацию наскальных рисунков бронзового и железного века, более 400 тыс. изображений. Фантастические истоки итальянского дизайна и арта».
В юности Массимо Минини решил стать юристом — он отправился изучать право в Милан, однако не столько сидел там на лекциях, сколько перемещался по галереям — современное искусство захватило его. В 1973 году была открыта Galleria Massimo Minini в Брешии. Сегодня в ее портфолио 29 авторов, среди которых есть классики Сол ЛеВитт, Питер Хейли, Бертран Лавье, но также молодые таланты.
«Пространство, где располагается искусство, должно быть мобильным и нейтральным — чтобы не оттягивало внимание на себя, — объяснял нам Массимо Минини. — Мне необходимы были гладкие белые стены. Ни декора, ни яркого цвета вы здесь не увидите.
Картины — они и есть декор, и весь цвет исходит от них. У нас была настоящая битва с архитектором, потому что он очень хотел самовыразиться в интерьере, а мы ему не давали». Впрочем, декор в доме все-таки присутствует — это частично сохранившийся со времен постройки здания орнаментальный фриз на стенах.
«Где и как размещать произведения художников в доме, на мой взгляд, значения не имеет. Вы будете смеяться — у меня вбиты гвозди в стены, но их расположение никогда не меняется. Как только одна работа находит покупателя, на ее месте появляется новая. Я люблю современное искусство, но и классическое тоже, хотя между ними — пропасть.
Contemporary art более гламурен и дает ощущение владельцу, что тот присутствует при рождении идеи. Тем, кто хочет приобщиться к коллекционированию актуальных авторов, советую посетить галерею Tate в Лондоне, музей Serralves в португальском Опорто (потрясающее здание построил Алвару Сиза), Walker Art Сenter в Миннесоте, экспозицию в Castello di Rivoli в Турине — такая вот широкая география».
Дизайн представлен в доме интернациональной коллекцией. Здесь и стул из гнутых трубок немецкого классика Людвига Миса ван дер Роэ, и кресло-кулек датчанина Вернера Пантона, и кресло из обрезков кожи наших современников, бразильских братьев Кампана.
Конечно, синьор Минини любит также итальянцев. Он неравнодушен к эмоциональным творениям на грани арта, созданным Этторе Соттсассом и Гаэтано Пеше. Одной из самых известных вещей Пеше является кресло Up 1969 года — формой оно напоминает упитанное женское тело. Для своего дома Массимо выбрал более нейтральный вариант из той же коллекции — диван в черном цвете.