Энергичная и талантливая Элизабет Салданья поработала в окрестностях Гимарайнша — превратила памятник сельской архитектуры в комфортное жилье. Как ей это удалось, она рассказала журналу ИНТЕРЬЕР+ДИЗАЙН.
Португалия — любимое место отдыха профи, увлеченных декором. Страна, где время течет медленно, где нет спешки и суеты, а сквозь современную жизнь проступает образ Старой Европы: дерзкой и энергичной, жаждущей богатства и славы. Тут нелегко делать бизнес, зато приятно жить и растить детей.
Архитектор Элизабет Салданья потрудилась для молодой семьи с малышами. «По вкусам мои заказчики совпадают со своим поколением, — рассказывает Элизабет. — Тридцатилетние европейцы любят путешествия, музыку, моду, архитектуру, современное искусство. Папа и мама работают в городе, но предпочли осесть на природе — в живописной местности на севере страны, недалеко от старинного городка Гимарайнш, который у нас называют «колыбелью нации»: он был первой столицей Португалии. Здесь сохранились средневековые улочки, базилики и крепость, а окрестности славятся пышной растительностью — повсюду вековые дубы, ореховые и оливковые рощи.
Заказчики приобрели комплекс старинной фермы. К сожалению, как мы ни пытались, время постройки определить не удалось. Задача перед нами стояла понятная: сохранить дух старинной архитектуры, но сделать жилье максимально комфортным. Адаптировать планировку, создать систему вентиляции, кондиционирования, тепло-, гидро- и акустическую изоляцию — в подобном «исходнике» это было совсем не просто.
Использовав естественный перепад рельефа, мы обстроили дом террасами — они обеспечили доступ с улицы к разным уровням. Добавили пристройку, где разместили среди прочего гараж, возвели, как нам кажется, весьма эффектную спиральную лестницу. Все исторические детали интерьера — каменная кладка, сложная резьба — были отреставрированы, укреплены, а утраченные элементы — изготовлены заново. Именно скрупулезный подход позволил нам создать образ, удачно балансирующий между стариной и современностью».
«Положение обязывает: в исторической архитектуре нужны дорогие отделки, — считает Элизабет. — Как правило, я предпочитаю использовать местные материалы. Сама природа заботится о том, чтобы они выглядели максимально естественно. Но для этого дома было сделано исключение — мы активно внедряли элементы из стали, стекла и белого мрамора».
«Мы искали такую мебель, что не забьет архитектуру, — здешние стены и так достаточно красивы. Старались выбирать предметы, простые по форме, без лишнего декора. И безопасные: в доме маленькие дети. Отдавали предпочтение вневременной классике, таким вещам, как кушетка Ле Корбюзье, стулья Чарльза и Рэй Имз, стулья Вернера Пантона, кресло Egg Арне Якобсена. Конечно, много сидений для отдыха, например кресла-качалки Voido Рона Арада».
«Я знаю, как сильно цвет влияет на настроение и даже на самочувствие людей, живущих в доме. В этих интерьерах много белого — он дает правильную освещенность, являясь идеальным для темных помещений, а кроме того, связывает интерьер с природой. Даже стены с резными панелями мы частично выкрасили белой краской, это очень омолодило интерьер. На нижнем этаже общий тон — коричневый.
Мы трактовали этот этаж как подземный, здесь расположен бар, хозяева устраивают вечеринки для друзей. Коричневый тон в верхних комнатах появляется только в деревянных отделках и предметах. В деталях я допускаю красный, заметьте, почти всегда он появляется неожиданно, как, например, в «подкладке» ступеней в кабинете: прием подсказан подошвой туфель Christian Louboutin. Я считаю это своей фирменной подписью архитектора-женщины».