Любая обстановка нуждается в особых зонах, на которых люди будут концентрировать свое внимание. Без ярких пятен даже изысканная интерьерная картина выглядит слишком скучно. Акцентные области оформляются для достижения двух эффектов:
Сплошное пространство всегда визуально воспринимается сложно. Ощущение безликой, однотонной композиции наводит скуку. Заострить внимание на отдельных деталях интерьера можно несколькими способами:
Выделение цветом относят к наиболее сложным. Причиной тому стала особая «власть» оттенков над подсознанием человека. Аккуратно и незаметно палитра красок может управлять настроением и желаниями. Не стоит удивляться, что в черно-белых кухнях пропадает аппетит, а из гостиных в коричнево-красных тонах с желтым хочется сбежать. Поговорим о концепциях сочетаний цветов.
Содержание
Под цветовыми акцентами подразумевают элементы дизайнерской картины, которые выбиваются из общей палитры оформления. Чаще всего в их роли выступает декор, но иногда и полноценные предметы меблировки могут приковывать внимание. Выбор палитры красок зависит не только от желаний владельцев, но и от размеров комнаты, особенностей освещения, стилистического решения. Последнее стоит учитывать, если используется не попурри направлений, а конкретный стиль с характерными для него особенностями и рамками. Так, в минимализме на черно-белом с серым фоне акценты выбирают по принципу «нейтрального интерьера». Абсолютно любой тон, внесенный на светлый холст обстановки будет заметен и ярок. В провансе, где белоснежные полы сочетаются с такой же мебелью, или в хайтеке цвета акцентов выбирают по такому же принципу. В более темных оттенках классического стиля или ар деко с игрой тонов рекомендуют быть осторожнее, так как подобный интерьер не все стерпит. Если вы уверены в безупречности своего вкуса, то сочетания цветов можно подбирать интуитивно. Однако все же рекомендуют воспользоваться одной из общепринятых схем. В основе каждой лежит определенный принцип.
Что касается совместимости цветового решения с габаритами комнаты, то не рекомендуют перегружать темными акцентами маленькие помещения. В небольших пространствах используют интерьеры в светлых тонах (побольше белоснежного и пастельных оттенков). Чтобы визуально добавить комнате лишние метры акценты нужно делать по принципу легких цветовых переходов, а не контрастных границ.
В зависимости от психологического восприятия человеком цвета делят на холодные и теплые. К первым относят синий, зеленый, фиолетовый, бирюзовый, сиреневый и голубой, а ко вторым — красный, желтый, оранжевый, розовый. В основу принципа легло цветовое сочетание по контрасту. К примеру, все убранство комнаты оформляется в оттенках одной «температуры». Акцентировать внимание будут на деталях, которые выполнены в тонах, находящихся по другую сторону условной оси цветового спектра. Оттеночная картина получается органичной и сбалансированной, так как противоположные цвета друг друга дополняют.
Принцип дополнения предполагает использование в интерьере пары основных оттенков. К одному из них добавляют тот контрастный тон, который находится строго напротив на спектральном круге. К примеру, в интерьере превалируют розовые и оранжевые оттенки, чтобы их сбалансировать и разбавить добавляют акцентный голубой или синий. Если от обстановки тянет «холодом» (синий, фиолетовый), то детали оформляют в коричневых тонах или золоте с желтизной. Подобная цветная схема ярко и слегка агрессивно украшает интерьер, поэтому ее не рекомендуют применять в комнатах для отдыха: детской, спальне.
Этот принцип комбинирования отличается спокойствием и относительной нейтральностью. Цветовая температура помещения остается почти неизменной, так как к основному или дополнительному оттенку выбирают ближайшего «соседа» по спектру. Границы фона и акцентных зон будут иметь переходный характер, вместо резких контрастов. Рекомендуют в подобной манере оформлять спальни и комнаты для отдыха.
Если цветовая гамма комнаты состоит из коричневого, черного, белого, серого, бежевого оттенков, то смело можно вводить акценты абсолютно любых тонов по выбору владельцев. Причем не обязательно ограничиваться всего одним вариантом. Допустимо использование нескольких цветов, но только после предварительной оценки тоновой перегруженности помещения. К примеру, в монохромных комнатах смело можно добавить даже два-три акцента. В интерьерах, где уже сочетают коричневый, беж, чёрный и белый не рекомендуют перегружать обстановку еще парой дополнительных оттенков.
Перед тем, как покупать декор тщательно взвесьте степень сочетаемости акцентов друг с другом. Возможно один сможет полностью заглушить второй, тем самым поставив под вопрос его использование. Желательно, чтобы оба оттенка были одинаковой интенсивности.
Чтобы фон и акценты гармонировали между собой, необходимо соблюсти норму соотношений. Эдакое правило «золотого сечения», адаптированное для интерьерной композиции. Соотношение касается трех цветов:
Основной | Его процент не должен превышать отметки в 60. |
Вторичный | Это еще не акцент, а всего лишь дополнение, которое помогает отобразить глубину основного цвета. На его долю приходится не более 30% композиции. Выбирают цвет, как правило, из «соседей» основного тона в спектре. |
Акценты | Яркие пятнышки в интерьере не должны занимать более 10%, иначе их переизбыток негативно скажется на восприятии комнаты. |
Это правило распространяется не на все поверхности. Дизайнеры обычно не учитывают дерево или материалы его имитирующие. Они рассматриваются, как нейтральный фон. Речь идет о классической древесине натуральных оттенков (дуб, сосна, венге), а не о пластиковых панелях, поверхность которых повторяет текстуру оригинала, но окрашена в кислотные цвета. Аналогичная ситуация складывается и с белыми, оштукатуренными потолками и стенами. Их просто выбрасывают из цветовой композиции, так как решение «задачки» с таким большим фоном-нейтралом неизбежно приведет к неверным результатам и нарушенной композиции.
В роли акцента выступают любые предметы декора или основной обстановки. Интерьерную картину обычно «шлифуют» с помощью:
В гостиной акцентами становятся коврики, диванные подушечки, пледы, шторы, вазы или шкатулки на полках, светильники, люстры и отдельные части журнальных столиков или стеллажей. На кухнях интерьер шлифуют за счет ярких фартуков, посуды, комнатных растений, скатертей (для обеденной зоны), штор и столешниц. В спальне обычно все акценты сосредотачивают на стене у изголовья кровати. В результате получается, что яркие краски на палитре есть, но спящие люди их не замечают, что соответственно не мешает сну. Также в этой комнате используют броские шторы, подушечки, покрывала. В прихожих ограничиваются парой картин на стенах, ковриком под дверью и скамеечкой для переобувания. В детских комнатах яркие краски используют повсеместно: чем пестрее обстановка (в рамках меры конечно), тем активнее развивается ребенок.
Яркие акценты жизненно необходимы в дизайне интерьера городской квартиры или частного дома. Совершенно неважно, какого типа ваше жилье и где оно расположено. Если в нем будут проводить время люди, то и обстановка должна быть уютной. А ее без соблюдения цветового баланса (фон-акценты) получить невозможно.