Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь – древнейшая православная обитель, появившаяся на левом берегу Москвы-реки в XVI веке. За всю свою многовековую историю, имеющая высочайший статус, святая обитель служила надежной крепостью, местом поклонения патриархов и князей, особо почетной усыпальницей, концлагерем и тюрьмой.
1. Появление особенной обители на левом берегу Москвы-реки
Новоспасский мужской монастырь на Москве-реке – древняя православная обитель (Москва). | Фото: photocentra.ru.
Князь Даниил – младший сын Александра Невского, ставший первым удельным князем Московским, считается основателем обители Всемилостивого Спаса, которая уже во времена правления его сына превратилась в место, где поклонялись Всевышнему члены княжеской семьи, а православный крест в главном храме собственноручно устанавливали лишь Патриархи. Эти обстоятельства и предопределили особый статус нового монастыря, возникшего на намоленном месте, где ранее располагался Данилов монастырь (его браться и стали первыми насельниками), обитающими рядом с княжеским двором в Кремле.
Вид на Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь 1810 году – многовековую святыню Москвы. | Фото: cdn.tretyakov.ru.
Внук основателя, великий князь Иван III, в 1462 году решил перестроить Кремль, поэтому монахов вместе с обителью переселили на левый берег, на приметный Крутицкий холм, где и началось строительство нового монастырского комплекса, который находится там до сих пор. При этом монастырь Всемилостивого Спаса получил новое название – Новоспасский (Спас-на-Новом), а со временем стал и одним из первых каменных архитектурных объектов Москвы, которая не раз страдала от масштабных пожаров и захватнических набегов.
2. Как божья обитель стала неприступной крепостью и колыбелью боевой славы
Обстановка в княжестве/царстве обязывала строить мощные укрепительные сооружения вокруг монастырских ансамблей (Новоспасский мужской монастырь, Москва).
Главные ворота Новоспасского мужского монастыря на Крутицком холме Москва). | Фото: ru-travel.livejournal.com.
Учитывая политическую обстановку на Руси и частые набеги крымский татар, дошедших и до Москвы, неудивительно, что при Иване Грозном божью обитель настолько укрепили, что ее могучие стены, глубокие рвы, высокие земляные валы и заостренные деревянные колья стали непреодолимой преградой для дерзких мусульманских завоевателей. Оборонная мощь монастырских стен была испытана и в начале XVII века, когда польско-литовские захватчики оказались в Москве. Именно отсюда ополчение князя Дмитрия Пожарского готовилось к освобождению Первопрестольной.
3. Новоспасский монастырь – главная святыня династии Романовых
Монастырский комплекс в период, когда он пользовался благосклонностью царского двора рода Романовых (Новоспасский мужской монастырь, Москва). | Фото: architectureguru.ru.
Период расцвета Новоспасского монастыря начался с приходом к власти представителей семьи Романовых, начиная с 1613 года. Первым царем из этого рода стал Михаил Федорович, а вот его отец получил сан Патриарха Филарета, который положил начало традиции воздвигать самолично крест в главном храме монастыря. Монаршее семейство щедро жертвовало средства на дальнейшее укрепление комплекса, благодаря чему вместо деревянной крепостной стены выросло мощное каменное ограждение высотой 7,5 метров, шириной – до 2 м и общей протяженность 500 м. Стены возводили по всем правилам фортификационных сооружений с бойницами и башнями, что позволяло вести активные защитные действия во время осады или военных действий.
В период расцвета была построена величественная колокольня высотой 80,4 м (Новоспасский мужской монастырь, Москва).
В тот же период появилась родовая усыпальница, личные палаты патриарха, Филарета, Архиерейский дом и новые каменные здания, а сам монастырь богател от множества земель и целых деревень, подаренных на богоугодное дело монархами и приближенными. Пополнялась и библиотека ценнейшими книгами, и убранство храмов становилось все ярче и пышнее, ведь царская семья совершала не только обряды, но и показательные выходы к могилам в торжественной обстановке, что приносило немало пользы для монастыря и вдохновляла на его усовершенствование. Так, например, у архимандрита Никона, впоследствии ставшем Патриархом Всея Руси, созрела идея строительства высокой надвратной колокольни и здания нового главного собора, который непременно должен был быть пятиглавым, чтобы подчеркнуть величие православной святыни.
Главный храм монастыря - Спасо-Преображенский собор, построенный по инициативе архимандрита Никона в XVII веке (Новоспасский монастырь, Москва).
Роспись сводов и стен Спасо-Преображенского собора (Новоспасский мужской монастырь, Москва).
Примечательно: Для того, чтобы подчеркнуть главенствующую роль православной церкви, архимандрит Никон приказал высечь изображение древних философов у основания столбов соборной паперти. Тем самым подчеркнуть, насколько выше находится православная вера всех вместе взятых языческих мудрецов, размышляющих о сотворении мира, государственном устройстве и не только.
4. Сложное время
Даже мощные крепостные стены и башни, выложенные из камня, не спасли монастырь от разорения во время нашествия наполеоновских войск в 1812 г. (Новоспасский мужской монастырь, Москва).
Тяжелые времена для Новоспасского монастыря на Москве-реке настали в тот момент, когда императрица Екатерина II в 1764 году издала указ об изъятии всех владений Святейшего Синода. Этой реформой она положила конец извечным распрям между Российским государством и Русской Православной Церковью по вопросу ее владений. Все монастыри, и Новоспасский, в том числе, в миг лишились своих поместий и крепостных, что оставило братию без средств к существованию, а главенствующую церковную верхушку – без запредельной роскоши. То содержание, что выделялось на поддержание монастырей быстро поубавило число монахов.
Часовня семьи Романовых и Покровская церковь на территории Новоспасского мужского монастыря (Москва).
Такое положение было по всей Руси. В результате реформы число монастырей сократилось больше чем в три раза, с 954 монастырских общин осталось лишь 310, часть из которых должна была выживать даже без содержания, за счет собственного труда (около миллиона крестьян также перешло в подчинение государства) или народных пожертвований.
Храм иконы Божией Матери «Знамение» (на переднем плане) в главной мужской обители Москвы (Новоспасский монастырь). | Фото: ru-travel.livejournal.com.
Пока монастыри оправлялись от удара со стороны государства и налаживали свою жизнь по-новому, пришла еще более страшная напасть – вторжение войск Наполеона в 1812 году. Французы, захватывая город за городом, добрались и до Москвы. По пути следования они опустошали храмы и монастыри, и Новоспасский не стал исключением. Найденных в нем сокровищ им оказалось мало так они применяли даже пытки к инокам, чтобы узнать, где имеется еще золото. К счастью, захватчики не успели взорвать главный храм монастыря (планировалось и такое варварство). Несмотря на то, что взрыва удалось избежать, французы все же нанесли значительный урон строениям, которые пришлось восстанавливать вплоть до 1840-х годов.
5. Лихолетья советского периода истории
Фото Новоспасского монастыря периода 1910-1912 гг. (Москва). | Фото: sergey-v-fomin.livejournal.com.
Серьезным испытанием для обители стала Октябрьская революция. В 1917 году монастырь и вовсе закрыли, иноков разогнали, а его здания решили использовать в качестве тюрьмы для уголовников и политзаключенных, ведь огражденная территория, мощные стены позволяли не беспокоиться о создании соответствующих условий для пресечения побегов со стороны арестантов. А вот для работников концлагеря появилось новое развлечение – разрушение царских могил в поисках золота и драгоценностей. Их бесчинства были напрасными, французские солдаты опустошили склепы и усыпальницы еще сотню лет назад.
План-схема территории Новоспасского мужского монастыря, который перешел в ведение православной церкви в 1990-х годах (Москва). | Фото: putidorogi-nn.ru.
Авторы Novate.ru хотели бы отметить, что Новоспасская обитель, где многие века поклонялись богу, стала первым расстрельным местом в Москве, а монастырские здания были переданы Главному управлению НКВД, руководство которого по-своему распорядилось имуществом. В том самом храме, который превозносил православие над язычеством, устроили камеры для заключенных, в библиотеке – архив, в Никольской церкви – картофелехранилище, в одном из зданий – санпропускник, где активно боролись со вшами, причем сюда приводили и заключенных из соседней Таганской тюрьмы.
Сохранилась родовая усыпальница семьи Романовых, из которой вышло 5 царей, 63 святых (вместе с Рюриковичами) и множество знаменитых отпрысков (Новоспасский мужской монастырь, Москва).
В конце 1920-х годах под руководством архитектора Сергея Родионова была затеяна реконструкция и даже реставрация монастырских зданий, правда, монахам их владения так и не отдали, здесь обосновался Второй женский исправительный дом. После этого еще раз проводилась реконструкция, в 1930-х кладбище, занимающее 2/3 территории монастырского комплекса, было уничтожено практически в полном объеме, а мраморные и каменные надгробия попросту продали как стройматериалы. Сами же здания использовали не только для хозяйственных нужд, здесь начали оборудовать жилье для сотрудников НКВД.
6. Возрождение Новоспасского монастыря – оплота православной церкви
В советский период святая обитель выступала в роли концлагеря, колонии, склада и жилища, пока не пришла в полный упадок (Новоспасский мужской монастырь, Москва).
Такой вид имели строения монастыря к середине прошлого века (Новоспасский мужской монастырь, Москва).
В конце 1960-х у Новоспасского монастыря начался новый этап в истории. После того как с его территории были выселены последние жильцы и вывезен главный архив НКВД, началась кардинальная реконструкция святыни. Монастырский ансамбль приобретал прежние формы. Была отреставрирована 80-метровая колокольня, возвышающаяся над главными воротами обители. На ее четвертом уровне была восстановлена церковь Святого Чудотворца Сергея Радонежского, а над верхним – виднеются новоспасские часы, каждые полчаса издающие мелодичный бой.
Реставрация монастырского комплекса зданий велась с 1965 по 1985 гг. (Новоспасский мужской монастырь, Москва). | Фото: horosho-tam.ru.
Вернул свои формы и убранство главный храм Новоспасской обители – величественный четырехстолпный, пятикупольный Собор Преображения Господня. Кстати сказать, его строительство началось еще во времена правления русского царя Михаила Федоровича Романова. Об этом свидетельствует внешняя строгость и простота четырехугольного основания, 4 массивных четырехгранных столба, поддерживающих свод здания, полусводы и т. д.
Новоспасская мужская обитель, как и прежде, является действующим монастырем, существующим согласно церковным правилам и монастырскому уставу, хотя его территория открыта и для прихожан, и для туристов (Новоспасский монастырь, Москва).
Сохранила свое величие и трехглавая Покровская церковь, соединенная с собором внешним притвором. Ее строительство (1675 г.) инициировал и частично профинансировал царь Алексей Михайлович, пожаловав 5 тыс. рублей и выделив своих каменщиков. Последующие монархи также оставили архитектурный след на территории монастыря, каждый стремился построить церковь/ часовню, приуроченную к важному историческому событию или посвященную чудодейственной иконе. Так, например, царь Михаил Федорович распорядился возвести Знаменский храм в знак особого почитания иконы «Знамение Богоматери», считающейся родовой святыней клана Романовых.
В оформлении монастырских святынь можно увидеть не только Библейские истории, но и генеалогическое дерево семью Романовых (Новоспасский мужской монастырь, Москва).
Новоспасский мужской монастырь в вечернее время (Москва). | Фото: culttourism.ru.
Хотя отличились и некоторые князья, внесшие свою лепту в разрастание одного из главных монастырей России. На сегодняшний день в архитектурный ансамбль Новоспасской монашеской обители входит: 6 крупных соборов, надвратная колокольня, крепостная стена с башнями, несколько часовен, братский корпус, трапезная, хозяйственный двор, парк (вместо кладбища) и музей. Сохранилась и усыпальница Романовых, которая находится внутри цоколя главного храма. Там покоятся останки 70 человек, большую часть которых составляют представители династии Романовых (пусть и очень дальние), видные государственные деятели и аристократы, приближенные к этой царской фамилии (начиная от преданных бояр и заканчивая угодными царствующей семье настоятелей монастыря и высокопоставленных священнослужителей Православной Церкви).
Не только храмы и монастыри привлекают современных туристов. Не менее популярны особняки и царские резиденции, где, по слухам, до сих пор обитают призраки. В Москве и Подмосковье их тоже немало.