«Махорка», Чагода, бараки: неоднозначные образцы деревянного конструктивизма Страны Советов - Архитектура и интерьер » Дизайна и строительство.
  • Контакты Аnio
«Дизайна и строительство» - проект видео новостей собранных на одном портале .. » Услуги » Другие услуги » «Махорка», Чагода, бараки: неоднозначные образцы деревянного конструктивизма Страны Советов - Архитектура и интерьер

«Махорка», Чагода, бараки: неоднозначные образцы деревянного конструктивизма Страны Советов - Архитектура и интерьер

12-01-2023, 00:00   Oldridge   Нашли ошибку?    Мы в Яндекс.Дзен




«Махорка», Чагода, бараки: неоднозначные образцы деревянного конструктивизма Страны Советов - Архитектура и интерьер



Деревянный конструктивизм – один из самых необычных архитектурных стилей, образцы которого вызывали споры среди специалистов и одобрение в период строительства социализма, ведь появление таких объектов как бараки и дома-коммуны стали спасением для самих строителей. Но не только этими временными архитектурными формами могли похвастаться конструктивисты Страны Советов, которые вместо бетона, стали и стекла использовали дерево для создания новаторских шедевров.

1. Истоки деревянного конструктивизма




«Махорка», Чагода, бараки: неоднозначные образцы деревянного конструктивизма Страны Советов. | Фото: perito.media.

В Российской империи главным строительным материалом оставалось дерево. Даже в начале XX века Санкт-Петербург оставался единственным городом в государстве, где можно было увидеть преимущественно каменные сооружения. Во всех остальных селениях, включая Москву, преобладали деревянные здания. Появление новых течений в искусстве и архитектуре прогрессивных архитекторов толкало на создание новаторских объектов из того, что было самым доступным по стоимости и изобилию выбора.

Яркие примеры конструктивизма, ставшие эталоном деревянного зодчества первой четверти XX века.

Взять, к примеру, конструктивистов, которые в тот период особо пылко активничали и старались внедрить новые веяния в возводимые объекты. За неимением бетона, достаточного количества стекла и стали они пытались экспериментировать, используя дерево. Такое положение вещей было как в царской России, так и при советской власти. В 1920-х молодая Страна Советов только становилась на ноги и было не до буржуазных изысков, особенно если дело касалось обеспечения жильем большого количества рабочих, участвовавших в реализации грандиозных проектов. Хотя жилищным строительством дело не обошлось.

2. Павильон «Махорка» – впечатляющий образец конструктивизма, вызвавший горячие споры и даже протест




Знаменитый павильон «Махорка», построенный для рекламирования табачных изделий на Всероссийской сельскохозяйственной и промышленно-кустарной выставке 1923 года. | Фото: perito.media.

Несмотря на расхожее мнение, что в Советском Союзе не допускались вольности и совсем не приветствовалось стремление иметь индивидуальность, на просторах страны то и дело появлялись уникальнейшие архитектурные образцы, которые были носителями модных направлений. Взять, к примеру, павильон «Махорка», построенный в рамках проведения Всероссийской сельскохозяйственной и промышленно-кустарной выставке 1923 года. Руководители российского Махорочного синдиката хотели выделиться на мероприятии с помощью строительства просторного павильона, где могли выставить все свои образцы, завлекая посетителей.

Павильон «Махорка» был признан образцом нового течения, который внес разнообразие и стал примером для подражания (вид сзади). | Фото: perito.media.

Для составления проекта простенького, как виделось заказчикам, сооружения был приглашен молодой архитектор Константин Мельников, который предложил построить замысловатый многоэтажный объект с наружными лестницами и разноуровневыми выступами. Табачники были просто в ужасе от того, какие эскизы представил сторонник конструктивизма, которому предстояло работать не с железобетонными конструкциями, а с деревом. Неожиданно для всех сумасшедшую идею поддержал главный куратор выставки Алексей Щусев, который к тому времени был уже признанным архитектором, к чьему мнению прислушивались.

Вход на территорию, где проходила Выставка выполнен в духе русского авангардизма. | Фото: news.obozrevatel.com.

Благодаря его вмешательству проект одобрили и жители Страны Советов (те, кому посчастливилось побывать на Всероссийской выставке) смогли увидеть необычное для тех времен строение хоть и временное. Несмотря на то, что все павильоны в 1923 г. потеряли свой прежний лоск и являлись уникальными сооружение, но все же «Махорка» (именно так назывался павильон Махорочного синдиката) стала символом обновленного отношения к проектированию и строительству.

После того, как узнали о неординарном проекте павильона Махорочного синдиката, многие архитекторы изменили формы выставочных площадок других участников.

Конструкционные особенности: Павильон «Махорка» впечатлял масштабными геометрическими объемами «зависшими» в воздухе в своеобразном порядке, асимметричными архитектурными деталями, вертикальным ленточным остеклением, скошенной односкатной, устремленной ввысь крышей, фасадом, украшенным наружными винтовыми лестницами, ведущими в отдельный модуль. Глядя на такой архитектурный шедевр, посетители даже не замечали, что нет помпезного декора, ведь эффектное сочетание блоков, имеющие разную форму и установленных в необычном порядке, а также масштабное остекление ярко выделялось среди других павильонов, не говоря о том, какие здания народ мог видеть на улицах городов и сел.

В 1923 годы павильоны отличались особым стилем, который позже повторили в проектах реальных объектов. | Фото: news.obozrevatel.com.


Деревянные павильоны выглядели вполне достойно и привлекательно несмотря на то, что отсутствовал напыщенный декор. | Фото: news.obozrevatel.com.

К сожалению, ни павильон «Махорка», какой бы фурор он не произвел, ни другие строения не были сохранения, ведь для проведения выставок возводятся временные объекты, которые не сохраняются (хотя и случались исключения). Единственное, что павильон «Махорка», в качестве самого яркого примера деревянного конструктивизма, который появился на просторах советской России, внесли в учебники для отраслевых ВУЗов, также его описание и фотографии встречаются в искусствоведческих монографиях.

3. Город-сад Чагода – яркий пример «утопического» конструктивизма




Проект стекольного завода в Чагоде, разработанный Ноем Троцким, и как он выглядит сейчас.

Для советских архитекторов были не чужды идеи зарубежных коллег, которые они умудрились воплотить в жизнь, правда, в несколько урезанном варианте, но все же. Речь идет об утопическом проекте Эбенизера Говарда, заключавшемся в строительстве города-сада, утопающего в зелени и олицетворяющем идиллическую жизнь в населенном пункте новой формации. Эта концепция была очень популярной идеей в Великобритании в начале ХХ века. В 20-х же годах, вдохновляясь проектом урбаниста-утописта Говарда, советский архитектор Ной Троцкий спроектировал образцовый конструктивистский город-сад, точнее сказать, рабочий поселок, который был построен в 1926–1932 годах.

Макет стекольного завода и планировка рабочего поселка Чагода, разработанный Ноем Троцким. | Фото: newsvo.ru.

Естественно, советское поселение отличалось от прототипа, ведь строили его не для райской жизни, а для работяг стекольного завода, поэтому именно промышленное здание и стало ключевым объектом. Вместо того, чтобы улицы сходились к центральной площади, где располагались основные общественные учреждения города, в советском варианте они все вели к проходной. Да и домишки явно оказались меньше и проще, особенно если речь шла о жилище для рабочих, а не для элиты – инженерно-технических работников (ИТР) и руководителей завода.

Жилые дома, построенные в стиле конструктивизма до сих пор можно увидеть в поселке Чагода и они вполне еще обитаемы.


Деревянные дома, построенные в рабочих поселках при больших фабриках и заводах на просторах Советского Союза.

Чагода, так назвали рабочий поселок, появившийся на берегу одноименной реки, был построен в стиле деревянного конструктивизма, ведь дерево в Вологодской области было более чем доступным материалом, да и работать с ним могли даже простые крестьяне. Хотя тотальная экономия нарушила даже многовековые традиции возведения срубов. Чтобы максимально ускорить процесс строительства, ведь страна так нуждалась в оконном стекле, что не было время затевать грандиозные и основательные работы.

Многоквартирные дома для рабочего класса строили двухэтажными, чтобы сэкономить на фундаменте.


Дома для ИТР персонала и руководителей завода были более привлекательными и просторными.

Авторы Novate.ru, хотели бы обратить внимание на то, что рабочий поселок, как и несколько других подобных населенных пунктов на просторах Страны Советов сохранились до наших дней, правда, образцовых конструктивистских сооружений практически не осталось. Сказались ускоренные методы строительства и недолговечность дерева, сохранность которого нужно все-таки периодически поддерживать. А если говорить о заводе, то временную деревянную структуру вскоре заменили на кирпичные корпуса, ведь они более надежны и устойчивы, затем и они несколько раз перестраивались. А вот некоторые жилые дома для рабочих, рассчитанные на четыре квартиры еще можно увидеть, и даже узнать ленточное вертикальное остекление, предусмотренное в подъездах на лестничных маршах, да и чердачные витражи, в которых виднеются фрагменты пятиконечных звезд.


Дом-коммуна в поселке Чагода. | Фото: newsvo.ru.


Дом-коммуна на улице Революции №11 признан объектом культурного наследия, но это пока не спасает его от разрушения. | Фото: © Сергей Корнеев.

Интересный факт: Дома для ИТР элиты были рассчитаны на две семьи и выглядели они очень даже привлекательно. Два, объемных треугольника, соединенных друг с другом, имели два уровня, причем фасады верхнего уровня хоть и были деревянными, но доски укладывались в виде елочки, что выглядело довольно привлекательно. Хотя самой уникальной постройкой населенных пунктов, появившихся вокруг предприятий (город-сад в Иванове, рабочий поселок Шатурской ГРЭС, поселок при заводе ГАЗ и др.) считаются образцовые дома-коммуны, большинство из которых в наше время признаны объектом культурного наследия России. Они чем-то напоминают эффектный павильон «Махорка», но все же каждый из них имеет оригинальные черты, которые действительно выделяют их на фоне типовой застройки, имеющей громкое название – конструктивистская. К сожалению, уникальные памятники архитектуры в большинстве случаев заброшены, ветхие сооружения постепенно разрушается, хотя и имеют статус культурного наследия.


Трансформация деревянных домов, построенных в конструктивистском стиле.

4. Энтузиазм, романтика, бараки




Массовое строительство бараков началось в 1920-х еще во времена НЭПа.

Вплоть до середины 60-х годов в СССР не практиковалось массовое жилищное строительство, государство беспокоилось лишь о промышленных предприятиях и домах для партийной элиты, руководителей заводов, ИТР персонала высшего эшелона. Начало экономического возрождения и реализация грандиозных проектов требовали огромное количество жилья. Особенно остро этот вопрос стоял в период индустриализации, когда народ сотнями тысяч ввозили в города, вначале для строительства заводов и электростанций, а затем и для работы на них.

Бараки для строителей зачастую мало отличались от убогих казарм.

В 1920-30-х гг. от строителей требовали не столько мастерства, сколько максимальной скорости, ведь прибывающую на стройки рабочую силу нужно было расселять и кормить в более и менее приемлемых условиях (учитывая климатические условия большинства регионов бескрайней Страны Советов). Именно в ту пору деревянный конструктивизм достиг наивысшего расцвета, приоритетными были простота форм, дешевизна материалов, отсутствие декора, сжатые сроки строительства, при этом абсолютно не требовалось высокой квалификации рабочих бригад-строителей.

Семейные бараки были куда уютней, по крайней мере у каждой ячейки общества была своя комната.

Точно так же, как и в случае с рабочим поселком Чагода, старались упростить, удешевить и ускорить процесс возведения строений, получивших название бараки (от фр. baraque — лачуга или итал. baracca — хижина), которые считались быстровозводимым временным жилищем и больше походили на казармы, нежели на жилой дом. «Усовершенствования» доходили практически до абсурда и чем дальше от столицы и центральных городов велось строительство, тем проще и ненадежней становились бараки, все зависело от руководства области или завода и от выделяемых сумм на местах, поскольку государство не финансировало даже это убогое жилье.


В 1930-е годы в период индустриализации строительство бараков по упрощенной технологии достигло наивысшего расцвета.
Случалось, что из-за ошибки или чрезмерной экономии, строения в один миг превращались в груду бревен и приходилось все начинать с нуля, но на такие мелочи никто не обращал внимание, главное было вовремя выполнить пятилетку и отчитаться. А дальше маячили огни коммунизма, при котором все будут жить в идеальных условиях, правда, никто так и не знал в каких, но свято верили, что так и будет, ведь даже по советским нормам барак считался временным жилищем и срок эксплуатации не должен был превышать 10-15 лет.

Временные бараки стали вечной проблемой советской власти, особенно в глубинке.

Но жизнь не раз доказывала, что ничто не бывает таким постоянным как временное и многие рабочие семьи прожили в этих бараках как минимум до 60-х годов с общей кухней, одним краном с холодной водой (если в населенном пункте был водопровод) и общим туалетом (чаще на улице). А вот о ванной и речи не было, все посещали общественные бани, которые также строили в популярном в те времена конструктивистском стиле. Справедливости ради, стоит отметить, что в глубинке остались еще вполне обитаемые строения барачного типа, правда, большинству владельцев пришлось изрядно постараться, чтобы приспособить их к современным нормам жизни.

Из нашего видео можно узнать, зачем бетонные заборы вокруг складов и промышленных предприятий украшали ромбами:



В советскую эпоху старались внедрять в жизнь масштабные проекты, подчеркивая достижения социализма. К сожалению, не все концепты удалось реализовать, как минимум 12 из них точно могли бы поменять облик столицы.

Деревянный конструктивизм – один из самых необычных архитектурных стилей, образцы которого вызывали споры среди специалистов и одобрение в период строительства социализма, ведь появление таких объектов как бараки и дома-коммуны стали спасением для самих строителей. Но не только этими временными архитектурными формами могли похвастаться конструктивисты Страны Советов, которые вместо бетона, стали и стекла использовали дерево для создания новаторских шедевров. 1. Истоки деревянного конструктивизма «Махорка», Чагода, бараки: неоднозначные образцы деревянного конструктивизма Страны Советов. | Фото: perito.media. В Российской империи главным строительным материалом оставалось дерево. Даже в начале XX века Санкт-Петербург оставался единственным городом в государстве, где можно было увидеть преимущественно каменные сооружения. Во всех остальных селениях, включая Москву, преобладали деревянные здания. Появление новых течений в искусстве и архитектуре прогрессивных архитекторов толкало на создание новаторских объектов из того, что было самым доступным по стоимости и изобилию выбора. Яркие примеры конструктивизма, ставшие эталоном деревянного зодчества первой четверти XX века. Взять, к примеру, конструктивистов, которые в тот период особо пылко активничали и старались внедрить новые веяния в возводимые объекты. За неимением бетона, достаточного количества стекла и стали они пытались экспериментировать, используя дерево. Такое положение вещей было как в царской России, так и при советской власти. В 1920-х молодая Страна Советов только становилась на ноги и было не до буржуазных изысков, особенно если дело касалось обеспечения жильем большого количества рабочих, участвовавших в реализации грандиозных проектов. Хотя жилищным строительством дело не обошлось. 2. Павильон «Махорка» – впечатляющий образец конструктивизма, вызвавший горячие споры и даже протест Знаменитый павильон «Махорка», построенный для рекламирования табачных изделий на Всероссийской сельскохозяйственной и промышленно-кустарной выставке 1923 года. | Фото: perito.media. Несмотря на расхожее мнение, что в Советском Союзе не допускались вольности и совсем не приветствовалось стремление иметь индивидуальность, на просторах страны то и дело появлялись уникальнейшие архитектурные образцы, которые были носителями модных направлений. Взять, к примеру, павильон «Махорка», построенный в рамках проведения Всероссийской сельскохозяйственной и промышленно-кустарной выставке 1923 года. Руководители российского Махорочного синдиката хотели выделиться на мероприятии с помощью строительства просторного павильона, где могли выставить все свои образцы, завлекая посетителей. Павильон «Махорка» был признан образцом нового течения, который внес разнообразие и стал примером для подражания (вид сзади). | Фото: perito.media. Для составления проекта простенького, как виделось заказчикам, сооружения был приглашен молодой архитектор Константин Мельников, который предложил построить замысловатый многоэтажный объект с наружными лестницами и разноуровневыми выступами. Табачники были просто в ужасе от того, какие эскизы представил сторонник конструктивизма, которому предстояло работать не с железобетонными конструкциями, а с деревом. Неожиданно для всех сумасшедшую идею поддержал главный куратор выставки Алексей Щусев, который к тому времени был уже признанным архитектором, к чьему мнению прислушивались. Вход на территорию, где проходила Выставка выполнен в духе русского авангардизма. | Фото: news.obozrevatel.com. Благодаря его вмешательству проект одобрили и жители Страны Советов (те, кому посчастливилось побывать на Всероссийской выставке) смогли увидеть необычное для тех времен строение хоть и временное. Несмотря на то, что все павильоны в 1923 г. потеряли свой прежний лоск и являлись уникальными сооружение, но все же «Махорка» (именно так назывался павильон Махорочного синдиката) стала символом обновленного отношения к проектированию и строительству. После того, как узнали о неординарном проекте павильона Махорочного синдиката, многие архитекторы изменили формы выставочных площадок других участников. Конструкционные особенности: Павильон «Махорка» впечатлял масштабными геометрическими объемами «зависшими» в воздухе в своеобразном порядке, асимметричными архитектурными деталями, вертикальным ленточным остеклением, скошенной односкатной, устремленной ввысь крышей, фасадом, украшенным наружными винтовыми лестницами, ведущими в отдельный модуль. Глядя на такой архитектурный шедевр, посетители даже не замечали, что нет помпезного декора, ведь эффектное сочетание блоков, имеющие разную форму и установленных в необычном порядке, а также масштабное остекление ярко выделялось среди других павильонов, не говоря о том, какие здания народ мог видеть на улицах городов и сел. В 1923 годы павильоны отличались особым стилем, который позже повторили в проектах реальных объектов. | Фото: news.obozrevatel.com. Деревянные павильоны выглядели вполне достойно и привлекательно несмотря на то, что отсутствовал напыщенный декор. | Фото: news.obozrevatel.com. К сожалению, ни павильон «Махорка», какой бы фурор он не произвел, ни другие строения не были сохранения, ведь для проведения выставок возводятся временные объекты, которые не сохраняются (хотя и случались исключения). Единственное, что павильон «Махорка», в качестве самого яркого примера деревянного конструктивизма, который появился на просторах советской России, внесли в учебники для отраслевых ВУЗов, также его описание и фотографии встречаются в искусствоведческих монографиях. 3. Город-сад Чагода – яркий пример «утопического» конструктивизма Проект стекольного завода в Чагоде, разработанный Ноем Троцким, и как он выглядит сейчас. Для советских архитекторов были не чужды идеи зарубежных коллег, которые они умудрились воплотить в жизнь, правда, в несколько урезанном варианте, но все же. Речь идет об утопическом проекте Эбенизера Говарда, заключавшемся в строительстве города-сада, утопающего в зелени и олицетворяющем идиллическую жизнь в населенном пункте новой формации. Эта концепция была очень популярной идеей в Великобритании в начале ХХ века. В 20-х же годах, вдохновляясь проектом урбаниста-утописта Говарда, советский архитектор Ной Троцкий спроектировал образцовый конструктивистский город-сад, точнее сказать, рабочий поселок, который был построен в 1926–1932 годах. Макет стекольного завода и планировка рабочего поселка Чагода, разработанный Ноем Троцким. | Фото: newsvo.ru. Естественно, советское поселение отличалось от прототипа, ведь строили его не для райской жизни, а для работяг стекольного завода, поэтому именно промышленное здание и стало ключевым объектом. Вместо того, чтобы улицы сходились к центральной площади, где располагались основные общественные учреждения города, в советском варианте они все вели к проходной. Да и домишки явно оказались меньше и проще, особенно если речь шла о жилище для рабочих, а не для элиты – инженерно-технических работников (ИТР) и руководителей завода. Жилые дома, построенные в стиле конструктивизма до сих пор можно увидеть в поселке Чагода и они вполне еще обитаемы. Деревянные дома, построенные в рабочих поселках при больших фабриках и заводах на просторах Советского Союза. Чагода, так назвали рабочий поселок, появившийся на берегу одноименной реки, был построен в стиле деревянного конструктивизма, ведь дерево в Вологодской области было более чем доступным материалом, да и работать с ним могли даже простые крестьяне. Хотя тотальная экономия нарушила даже многовековые традиции возведения срубов. Чтобы максимально ускорить процесс строительства, ведь страна так нуждалась в оконном стекле, что не было время затевать грандиозные и основательные работы. Многоквартирные дома для рабочего класса строили двухэтажными, чтобы сэкономить на фундаменте. Дома для ИТР персонала и руководителей завода были более привлекательными и просторными. Авторы Novate.ru, хотели бы обратить внимание на то, что рабочий поселок, как и несколько других подобных населенных пунктов на просторах Страны Советов сохранились до наших дней, правда, образцовых конструктивистских сооружений практически не осталось. Сказались ускоренные методы строительства и недолговечность дерева, сохранность которого нужно все-таки периодически поддерживать. А если говорить о заводе, то временную деревянную структуру вскоре заменили на кирпичные корпуса, ведь они более надежны и устойчивы, затем и они несколько раз перестраивались. А вот некоторые жилые дома для рабочих, рассчитанные на четыре квартиры еще можно увидеть, и даже узнать ленточное вертикальное остекление, предусмотренное в подъездах на лестничных маршах, да и чердачные витражи, в которых виднеются фрагменты пятиконечных звезд. Дом-коммуна в поселке Чагода. | Фото: newsvo.ru. Дом-коммуна на улице Революции №11 признан объектом культурного наследия, но это пока не спасает его от разрушения. | Фото: © Сергей Корнеев. Интересный факт: Дома для ИТР элиты были рассчитаны на две семьи и выглядели они очень даже привлекательно. Два, объемных треугольника, соединенных друг с другом, имели два уровня, причем фасады верхнего уровня хоть и были деревянными, но доски укладывались в виде елочки, что выглядело довольно привлекательно. Хотя самой уникальной постройкой населенных пунктов, появившихся вокруг предприятий (город-сад в Иванове, рабочий поселок Шатурской ГРЭС, поселок при заводе ГАЗ и др.) считаются образцовые дома-коммуны, большинство из которых в наше время признаны объектом культурного наследия России. Они чем-то напоминают эффектный павильон «Махорка», но все же каждый из них имеет оригинальные черты, которые действительно выделяют их на фоне типовой застройки, имеющей громкое название – конструктивистская. К сожалению, уникальные памятники архитектуры в большинстве случаев заброшены, ветхие сооружения постепенно разрушается, хотя и имеют статус культурного наследия. Трансформация деревянных домов, построенных в конструктивистском стиле. 4. Энтузиазм, романтика, бараки Массовое строительство бараков


«anio.su»
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика