Маяки, освещающие путь судам, издревле являлись символом путешествий и морской романтики. Россия, имеющая более 38 тыс. км морских границ, как и другие прибрежные страны, не смогла обойтись без строительства одних из самых грандиозных и завораживающих сооружений, которые быстро становились главными путеводными ориентирами, обрастая легендами и невероятными историями. Расположенные в самых живописных местах, многие из них стали яркими достопримечательностями, привлекающими внимание не только моряков.
1. Толбухин маяк (Кронштадт)
Белая 29-метровая башня с красной крышей Толбухина маяка. Расположенный рядом с Кронштадтом на искусственном острове, Толбухин маяк является старейшим ныне действующим сооружением в России. Построенный в 1719 году по приказу самого Петра Великого, он не одно столетие является путеводной звездой на Котлинской косе. Изначально он был деревянным сооружением и подавал сигналы мореходам скромным свечным фонарем. 29-метровое сооружение, которые мы можем увидеть сейчас, было построено спустя почти сотню лет, в 1810 году по проекту известного русского архитектора, автора здания Адмиралтейства, Андреяна Захарова. А вот назван он в честь первого коменданта Кронштадта – Федота Толбухина.
Толбухин маяк среди снега и льда. | Фото: roman-smirnov.livejournal.com.
Примечательно: Все ныне действующие маяки России находятся в подчинении Министерства обороны РФ, что делает их режимными объектами, закрытыми для посещения. Так что посетить стратегически важные сооружения, пусть и имеющие важное историческое или архитектурное значение для туристов и любопытствующих, не получится. Зато на их фоне всегда можно сделать фото, издалека, конечно же.
2. Дербентский маяк (Дагестан)
Дербентский маяк теперь оказался в городском парке.
Дербентский маяк – самый южный навигационный объект России, построенный в 1,5 км от побережья Каспийского моря. Как следует из названия, он находится в Дербенте – одном из старейших городов страны. Инициатором строительства почти 19-метровой сигнальной башни считается князь Михаил Воронцов, но в 1853 году выбор места оказался не совсем удачным, поскольку маяк находился далеко от побережья. По этой причине спустя полтора десятилетия перенесли важный объект в Дербентскую крепость, на ее северную стену. В наше время старинный маяк оказался рядом с городским парком им. С. Стальского, что делает его главной достопримечательностью города. Хотя он закрыт для посещения, поскольку является действующим навигационным ориентиром, рядом с ним можно находиться и даже фотографироваться.
3. Северный Кильдинский маяк (остров Кильдин)
Заполярный Кильдинский маяк на фоне Северного сияния. | Фото: rtraveler.ru.
Одним из самых ярких узнаваемых маяков России считается Северный Кильдинский маяк. Построенный за Полярным кругом в северной части одноименного острова, омываемого Баренцевым морем, он как магнитом притягивает фотографов и романтиков морских путешествий своими бело-красными полосками, ставшими главным рукотворным украшением пустынного сурового края.
Северный Кильдинский маяк можно увидеть с расстояния 22 морских миль (40 км).
Авторы Nvate.ru хотели бы отметить, что первые навигационные объекты на острове появились в конце 1900-х гг., а живописную башню выстой 19 метров построили лишь в 1953 году, что не помешало ей стать главной героиней на многих открытках и даже марках, особо уважаемых филателистами.
Самый загадочный маяк России требует поддержания и реконструкции (Маяк Анива).
На Дальнем Востоке, точнее сказать на крупнейшем острове России, на Сахалине, имеется особая достопримечательность – маяк Анива, построенный на одноименном мысе японцами в 1939 году (тогда южная часть острова принадлежала им). В их бытность он носил название Накасирэтоко. Впечатляющая 30-метровая башня поражает своим расположением и тем, как органично сливается со скалой Сивучья, являясь ее естественным продолжением. Стоит отметить, что с 2006 года маяк Анива снят с баланса Министерства обороны и сейчас является притягательным туристическим ориентиром, который требует поддержания и грамотной реконструкции.
5. Балтийский маяк (Калининградская область)
Балтийский маяк стал визитной карточкой одноименного города.
В 40 километрах от Калининграда (в современном Балтийске, прежнее название Пиллау) находится самый западный маяк России, хотя его история началась еще в 1600-х, когда прусские строители на возвышенности Пфундебудеберг построили первый навигационный объект. В последующие годы его не просто перестраивали или модифицировали, за два столетия он побывал на холме Лемберг, где еще не были установлены даже лампы, а огонь разводили в чугунном котле. Тот маяк, что мы можем видеть сейчас построили на Лицентштрассе. Это основательное каменное сооружение строилось со знанием дела, поскольку помимо гранитных блоков, для укрепления фундамента использовались 11-метровые сваи и кованые цепи.
33-метровый Балтийский маяк внесен в Список культурного наследия Калининградской области.
Он многие годы служил путеводной звездой для моряков, затем стал туристической достопримечательностью города, но, начиная с 2012 года он присоединился ко многим навигационным объектам Министерства обороны РФ и обрел статус стратегически важного объекта. Несмотря на то, что сегодня гражданские лица в само строение попасть не могут, но 33-метровый Балтийский маяк, как и прежде, является идеальным фоном для фотосессий.
6. Осиновецкий маяк (Ленинградская область)
Осиновецкий маяк входит в десятку самых высоких навигационных башен мира.
На берегу живописного Ладожского озера у мыса Осиновец можно увидеть 70-метрового исполина – Осиновецкий маяк, построенный в 1910 году. Именно он вошел в историю Ленинграда поскольку был архиважным объектом, обеспечивающим навигацию и эвакуацию во время Великой Отечественной войны, той самой «Дорогой жизни» во время блокады крупнейшего города СССР. Маяк и сегодня является значимым памятником истории и стратегическим навигационным сооружением, на территорию которого попасть невозможно, но благодаря его высоте, рассмотреть или сфотографировать гиганта может каждый.
7. Маяк Токаревского (Владивосток)
Маяк Токаревского, несмотря на более чем скромные размеры, все так же выполняет свои функции. Одним из символов Владивостока является Маяк Токаревского, построенный в 1910 году по инициативе города, но при содействии финского предпринимателя Отто Линдгольма – основателя китобойного промысла. Чтобы обеспечить безопасность судам, проходящим через пролив Босфор Восточный, маяк возводился в конце рукотворной дамбы на искусственном островке диаметром 25 метров на оконечности мыса Михаила Токаревского (отсюда и название). Примечательным является тот факт, что помимо светового сигнала в обязанности смотрителя маяка входил и звон колокола. В туманные дни или в периоды плохой видимости он каждые 3 минуты ударял в 50-килограмовый колокол, что было совсем не легкой задачей. С 1959 года его заменили специальным звуковым излучателем, наутофоном, а сам колокол хранится в Музее Тихоокеанского флота.
В продолжение темы 10 самых известных маяков мира, очаровывающих мигающими огнями и интригующими историями.