Особенности крестьянских кухонь на Руси, которые считались сакральным женским миром - Архитектура и интерьер » Дизайна и строительство.
  • Контакты Аnio
«Дизайна и строительство» - проект видео новостей собранных на одном портале .. » Услуги » Другие услуги » Особенности крестьянских кухонь на Руси, которые считались сакральным женским миром - Архитектура и интерьер

Особенности крестьянских кухонь на Руси, которые считались сакральным женским миром - Архитектура и интерьер

3-01-2024, 00:00   Leapman   Нашли ошибку?    Мы в Яндекс.Дзен




Особенности крестьянских кухонь на Руси, которые считались сакральным женским миром - Архитектура и интерьер



Это сегодня мы можем рассуждать, как обставить кухню, как на небольшом пространстве выдержать пресловутый рабочий треугольник или какую модель посудомоечной машины лучше приобрести. И неважно, где владельцы квартиры или дома будут обустраивать ее пространство – в городе или сельской местности. А вот буквально сотню лет назад в деревнях были абсолютно другие представлении о сердце каждого дома – о кухне, которая не одно столетие считалась сакральным женским местом, куда путь мужчинам был заказан.

Прошло менее 100 лет, а интерьер кухни и быт сельских жителей кардинально поменялся.

Во все времена кухня в контексте жилого пространства имела немаловажную роль в жизни любого народа или страны. Поскольку еда – это одна из самых важных человеческих потребностей, с процессом ее приготовления связано множество традиций, канонов и устоев, имеющих свои особенности в зависимости от региона и культуры. А начинались все с обустройства зоны, где этот процесс происходил.

Печь была главным атрибутом любой избы и определяла зону кухни.


Большая часть пространства, примыкающего к печи, относилась к женской части, где хозяйки готовили еду, хранили кухонную утварь и различные приспособления.

Если говорить о традициях в русских деревнях, то они имели общие черты, хотя могли разниться в зависимости от образа жизни конкретного сословия. То, что было доступно зажиточным семьям, являлось абсолютно недоступно простым крестьянам, да и обустройство самого жилища было разным, хотя имелась и главная объединяющая деталь – печь, без которой с незапамятных времен не обходилась ни одна изба, сруб, терем или скромная землянка.

Конструкционные особенности русской печки-кормилицы. | Фото: pro-dachnikov.com.

Авторы Novate.ru хотели бы особо отметить, что мощная конструкция печи, считающаяся главной кормилицей всей семьи, по своей сути, являлась многофункциональным модулем, служившим для обогрева дома, приготовления пищи, местом хранения и зоной сна, ну и, конечно же, была основной зоной приготовления и хранения пищи.

Пространство за печью и ближайший к ней угол считался кухонной зоной, где хозяйничали только женщины.


В «бабьем куте» имелось и место для рукоделия, и подвешенная люлька, чтобы малыш был всегда в зоне досягаемости. | Фото: mysticalmagazine.com.

В зависимости от региона и традиций печь могла устанавливаться как с левой (хотя хозяйки такое расположение не жаловали), так и с правой стороны от входа, при этом устье на южных территориях «смотрело» в противоположную сторону от входа, а в холодных краях было повернуто к передней стене, к окнам. Как правило, печь, занимающая четверть жилого помещения и пространство за ней, а также ближайший угол перед устьем всегда считался женской территорией, которая использовалась для приготовления пищи, выполнения домашних дел и хранения необходимой утвари.


Зачастую женскую часть, которую можно считать кухонной зоной, отгораживали перегородками, высокими шкафами или просто ситцевой занавеской. | Фото: pro-dachnikov.com.


Если позволяло пространство, за печью отводили место для чулана, где хранили всю утварь и продукты питания. | Фото: kaprizulka.mediasole.ru.

Примечательно: В былые времена угол у устья печи называли «бабий кут», т. е. женский угол, который чаще всего завешивали ситцевой тканью или устанавливали высокий шкаф, деревянную перегородку, чтобы отделить его от основной части дома, поскольку бытовало мнение, что это «грязное» место. Таким образом получался изолированный уголок, где хозяйничала старшая женщина в семье, а остальные были на подхвате. Стоит отметить, что в то время существовали и вовсе удивительные традиции, запрещающие мужчинам, особенно гостям, пересекать женскую часть дома. Кухня тысячелетиями считалась сакральным местом и, если в доме имелась хоть одна работоспособная женщина, даже хозяин не имел права проходить за шторку и самостоятельно готовить или разогревать себе еду. Он попросту садился за стол и ждал, когда ему подадут готовые блюда.


Печь являлась многофункциональным элементом, без которого не обходился ни один жилой дом. | Фото: kultura.orb.ru.


На самой конструкции печи делали множество ниш, которые служили местом хранения. | Фото: mysticalmagazine.com.

При этом пространство вокруг печи использовалось максимально рационально и служило оно в большей своей части кухонной зоной (исключением были лишь полати, где спали дети, старики и промерзшие или заболевшие члены семьи, чтобы «выгнать теплом любую хворь»). Стоит отметить, что вся конструкция духовой печи использовалась по полной, ведь в бедных крестьянских избах не было изобилия мебели, а значит запасы дров, все кухонные принадлежности, нехитрые обеденные приборы и съестные запасы хранились именно в ней или возле нее.

В бедных семьях стол для приготовления пищи и обеденный был единственным, что создавало дополнительные проблемы для хозяйки. | Фото: lemurov.net.


За печью могли пристроить и голбец, ведущий в подпол, который служил многие столетия холодильником. | Фото: mysticalmagazine.com.

Так, например, при строительстве печи всегда делали отступ от стены, чтобы избежать пожара, это пространство (запечье) хозяйки использовали для хранения ухватов, кочерег, чапельников, различных размеров лопат, с помощью которых отправлялись и вынимались различные кухонные девайсы и выпечка внутри печи. При этом в самой конструкции было предусмотрено множество ниш, где можно было хранить лучины для розжига, пустые горшки, а также емкости, в которых томилось молоко, поднималось тесто, сушился горох, фасоль и т. д. Вдоль стены под самым потолком могли располагаться открытые полки для хранения горшков, ковшей, мисок, ложек и прочей утвари.


Рукомойник разной конфигурации (вплоть до подвешенного чайника или казана) всегда находился возле печи.


Невысокий припечек с крышкой мог служить лавкой, местом для игр и сна. | Фото: lemurov.net.

На боковой же части печки, к которой был свободный доступ, всегда вешали рукомойник и полотенце, а под ними стояло деревянное ведро для сбора грязной воды. Здесь же или с противоположной стороны можно увидеть припечек, такой себе древний холодильник, представляющий собой большой деревянный ящик («голбец», «голбчик») с крышкой, если был невысоким или с дверью, когда он имел размеры с чулан. Он-то и служил спуском в подпол, где в прохладе хранили готовые блюда или заготовки. В том случае, когда припечек был невысоким и находился впереди печи, его могли использовать в качестве лавки, сушилки для вещей, место для сна. С его помощью также можно было взобраться на полати. Если же голбец находился между стеной и печью, при этом был довольно высоким, верхняя его часть использовалась для сна или хранения вещей.


Разные по размеру скамейки были основной кухонной мебелью в деревенских избах. | Фото: kaprizulka.mediasole.ru.


В просторных крестьянских избах кухонные зоны были более просторными и вмещали отдельные рабочие столы для хозяйки. | Фото: fetchfeeds.com.

Возле печи помимо нехитрой мебели такой как лавки/скамьи, короба/ящики («залавок»), широкие полки («грядки») старались установить стол, чтобы хозяйка могла заниматься готовкой еды. Хотя случалось и такое, что отдельного места для рабочей поверхности не было, тогда ту половину, где шли процессы разделки или подготовки продуктов, отгораживали ситцевой занавеской. Но все же, в большинстве случаев обеденная зона находилась ближе к «красному углу», где была оформлена божница с иконами и лампадами.

Обеденные столы считались «божьей ладонью», поэтому к ним относились с особым уважением и следили за порядком.

Стол в любом доме всегда содержали в идеальной чистоте, ведь крестьяне были особо набожными людьми и с благоговением относились ко всему, что связано с религией и молитвами. Многие века подряд они считали стол «божьей ладонью», дарующей хлеб, поэтому неудивительно, что они относились к нему, а значит к обеденной зоне с особым уважением и вольностей быть не могло (нельзя бить кулаком по столу, садиться или становиться на него даже детям, оставлять крошки и т. д.). Да и сама трапеза имела свои ритуалы и проходила по особым правилам, даже если это был повседневный прием пищи в кругу семьи. Но это, уже другая история.

В продолжение темы предлагаем ознакомиться со структурой крестьянской избы, чтобы хоть как-то разбираться в довольно сложных архитектурных особенностях древнерусского зодчества.

Из нашего видео сможете узнать, почему в крестьянских избах практически до XVIII века не было дымоходов:


«anio.su»