Katreinetoren в Утрехте является штаб-квартирой для отделения голландской железной дороги, которая развивает и обслуживает всю сеть. Пятнадцатиэтажная башня высотой в 55 метров возносится над Utrecht Centraal, крупнейшим вокзалом в Нидерландах. И войти в нее можно прямо из центрального холла.
Эталоном, определяющим ширину помещения, стали проходящие внизу железнодорожные пути. Основным акцентом интерьера являются бетонные конструкции. Шахта панорамного лифта и несущие балки не спрятаны, а выставлены напоказ. Общая реконструкция вокзала, во время которой брутальное здание, характерное для середины семидесятых, было затянуто в стекло, проведена в 1999 году. Типичным устройством этажей является клетки офисов вдоль окон и узкие коридоры по центру.
NL Architects, дизайнеры которой занимались преображением станции, убрали эту серость и взяли за основу организации пространства построение стен перпендикулярно друг другу. Если раздвинуть эти перегородки, то можно использовать этаж как склад. Множество полок служат для того, чтобы минимизировать хаос, присущий любому офису. Гардероб, места для книг, архивов, досок объявлений и другие необходимые элементы, даже иногда лестницы, спрятаны за перегородками, освобождая пространство.
Толстые стены — инновация, введённая архитекторами. Они способны принимать любые формы для того, чтобы подстроиться под необходимые функции и рабочую обстановку. Открытое пространство с их помощью делится на несколько отдельных помещений разного размера. Отличием является тот факт, что эти модульные перегородки мобильны и легко убираются при необходимости.
Главным преимуществом такой системы является то, что отсутствует изоляция. Теперь сотрудники способны без труда услышать друг друга, одновременно оставаясь на своем рабочем месте.
В перспективе управление нидерландских железных дорог планирует внедрить систему flex-work, которая подразумевает отсутствие строгого плана действий для сотрудников. Вместо этого им предлагается выбрать что-то из целого ряда специфических операций. Существующая организация пространства полностью позволяет такую деятельность, хоть сейчас прошлая система все еще работает. При этом действующее рабочее место включает в себя современную офисную мебель — эргономические стол и стул, которые регулируются по высоте, а остальное окружение может состоять из любых требуемых элементов.
Разделяющие перегородки могут быть размещены на любом расстоянии друг от друга. Это позволяет создать разнообразные планировки для каждого конкретного подразделения. Чтобы определить потребности, NL Architects провели встречи с сотрудниками станций. Именно поэтому каждый из девяти этажей площадью 700 кв. метров организован хоть и по одному принципу, но отличается.
На каждом этаже вас встретит что-то особое, то, что отражает специфику отдела — мебель в холле, логотип, многофункциональное кресло, высоченный конфетный автомат, концептуальная скульптура и другое.
Проект разработан NL Architects
Фотографии: Marcel van der Burg.