Чувство прекрасного нужно прививать ребенку с самого раннего возраста. Желательно, чтобы вокруг него все было хорошо и красиво. В большинстве случаев оформление участка в детском саду производится не «крутыми» дизайнерами, а обычными воспитателями и родителями. Весь декор, располагающийся на детской площадке, делается максимально безопасным, обычно окрашивается в яркие тона.
Содержание
Основные требования к безопасности предназначенных для детей площадок регулируются нормативными документами, в которых учитываются все причины травматизма, прописываются меры по его предотвращению.
Основные стандарты таковы:
Оформление конкретного участка садика зависит от его размеров – чем пространство обширнее, тем больше оборудования, декоративных и функциональных элементов там разместится. На стандартной площадке размещаются примерно такие элементы:
Не обязательно размещать все предметы в пределах одного участка – достаточно трех-четырех. В некоторых садиках устанавливаются целые игровые комплексы, включающие в себя горки, лесенки, кольца, всякие «крутилки-нажималки» (для развития самых маленьких), домики, паровозики и др.
Примерная норма площади, в расчете на одного ребенка, зависит от общего количества воспитанников, плотности застройки района, составляя около 35-60 кв. м. Норма пространства под навесами, на террасах, в беседках – 1,5 кв. м. на человека. На территории должно быть достаточное количество солнечных и затененных мест, а также сливы, отводы ливневой воды. Ограждение ДОУ делается высотой 1,6-1,8 метра. Со стороны внешнего периметра сада создается «зеленая полоса» из деревьев, кустарников, шириной не менее четырех-пяти метров.
Основные зоны участка:
В общем пространстве детсада, кроме локальных зон для каждой группы, предусмотрены общие физкультурные, хозплощадки, пространства для езды на велосипеде, самокате. Здесь же предусматриваются песочницы с крышками. Само покрытие грунта «ячеек» для каждой группы выполняется песком, утрамбованной землей, а для воспитанников младше трех лет – травяным газоном. Наличие ровных пешеходных дорожек без ямок и выбоин – обязательно. Для формирования у детей навыков ухода за растениями, в садике организуется небольшой огород, для изучения правил дорожного движения обустраивается зона, имеющая дорожную разметку и указатели.
Садовый декор выполняется из «бросовых» материалов:
Из вышеописанных материалов составляются сюжетные композиции – сценки из сказок, мультфильмов. Дополнительно, в качестве основы, используется бетон, а из фанеры выполняются макеты известных зданий. Все конструкции окрашиваются красками, безвредными для детей.
Игровая – одна из основных зон, именно здесь дети проводят больше всего времени. Через игру ребенок познает мир, обучается многим навыкам, которые пригодятся в жизни. Территория, выделенная каждой группе, оформляется по-своему, но общая композиция должна смотреться цельной. Любые поделки и конструкции на участке должны «включать» фантазию, стремление к познавательной деятельности у детей. Здесь разместится теремок и крутящаяся ветряная мельница, колодец-журавль и крокодил из деревяшек, по которым можно бегать, паровозик с несколькими вагончиками и обеденная группа, вырезанная из пеньков. Здесь же размещают стойки-счеты с нанизанными на них шариками, кубиками, на которых пишутся буквы, цифры, несложные математические примеры.
В игровом пространстве часто организуется небольшой «летний театр» с соответствующими декорациями.
Перед тем как оформлять спортивную зону, обычно составляют проект – не все элементы допустимо размещать «где попало», так как между ними нужно делать безопасные расстояния, а покрытие – минимально травмоопасным.
В спортивной зоне проводятся все мероприятия, направленные на оздоровление, укрепление тела, совершенствование силовых качеств, развитие гибкости и ловкости малышей:
В данной зоне размещают лесенки, лазалки, горки, турники, лабиринты, мишени, мячики для бросания, а иногда – даже детские тренажеры, адаптированные под рост и физические качества воспитанников.
Вариантов покрытия существует несколько, каждое из них имеет свои нюансы:
Дорожки в детском саду делятся на предназначенные для движения пешком или на велосипеде, а также «дорожки здоровья», по которым ходят босиком. Последние выполняются из паллетных досок, имеют ячейки, каждая из которых заполняется разными материалами – песком, галькой, гравием, древесными спилами, опилками, палочками, еловыми шишками, каштанами и др. Такие тропинки создаются для профилактики плоскостопия, стимуляции биологически активных точек на стопах.
Обычные дорожки делаются ширины достаточной, чтобы по ним могло пройти двое детей, взявшись за руки. Покрытие выполняется асфальтовым, из плитки, реже – бетона или широких досок. Поверхность должна слегка приподниматься над землей, чтобы не образовывались лужи, быть максимально гладкой, чтобы дети не спотыкались о неровности. Дорожки прокладываются к каждому значимому объекту.
Зеленые насаждения очищают воздух, создают благоприятную атмосферу для отдыха и обучающих занятий. Их созерцание полезно для глаз, а плотные, высокие посадки хорошо защищают от городского шума, загазованности. При помощи низких или средней высоты кустов, друг от друга отделяются пространства, предназначающиеся для разных садиковских групп.
На детской площадке недопустимо высаживать любые ядовитые, колючие кустарники и цветы (розы, ландыши, шиповник, акация, клещевина, бобовник), а также те, на которых растут несъедобные, но очень красивые ягоды (бересклет, бирючина).
Наилучшим образом подойдут:
В большинстве садиков также обустраивается небольшой огород с самыми обычными культурами – картофелем, томатами, горохом, луком, редисом, тыквой и др. Иногда в ДОУ имеется и «живой уголок», часть которого летом располагается на улице, под навесом. Здесь живут кролики, птицы, грызуны, а дети учатся уходу за ними.
Уровень озеленения детского садика должен составлять не менее 40-60% всей территории.
Беседки садика располагают так, чтобы взрослому хорошо было видно все пространство полностью. Постройка создается максимально безопасной, ярко, разнообразно оформляется сюжетными картинами изнутри и снаружи. Располагают ее в тени, если конструкция предусматривает наличие ступенек, к ним делаются и перила. Среди других требований – пожаробезопасность, отсутствие сквозняков, острых углов. Из материалов подойдет кирпич, обработанное специальными составами дерево, пластик, поликарбонат, дополнительно применяют лозу и текстиль. А вот металл в пределах досягаемости детей недопустим – летом он сильно нагревается, зимой способен стать причиной травмы, получаемой в ходе детских «экспериментов» (например, касания языком).
В летнее время главным украшением улицы служат цветы – их высаживают вдоль дорог, на клумбах различной формы, альпийских горках. Символическим ограждением для цветников служат раскрашенные в разные цвета пластиковые бутылки. На самой же клумбе могут «гулять» поросята и зайцы, выполненные из таких же бутылочек, лебеди из автомобильных покрышек, божьи коровки из камушков округлой формы. Иногда на площадке располагают малые архитектурные формы из дерева – это гномики, лесовички, принцессы, теремки и др.
Осень – это природное «буйство красок», оригинальные поделки из «лесных даров», которыми можно украшать как саму группу, так и пространство беседок, павильонов. В последних дети находятся во время прогулок, если идет дождь. Здесь выполняются гирлянды из нарисованных на бумаге, вырезанных, обклеенных скотчем (для прочности) листиков, флажков, желудей, шишек. На одной из стен размещают сюжетную композицию, «рассказывающую» об осенних заботах лесных обитателей: белочки, собирающей орешки, ежика с грибами, медведя с медом, птичек с веточками ягод или колосками злаков в клюве.
К Новому году украшения делаются яркими, но преимущественно в холодных тонах. Для этого используется фольга, блестящие диски, пластмасса. В ходе расчистки снега родители, воспитатели строят всевозможные «зимние фигуры» – паровозики, цифры, Деда Мороза со Снегурочкой, зайца с лисой. Чтобы раскрасить скульптуры, применяют акварельные либо гуашевые краски. Для организации «зимних забав» из снега строят замки, горки-ледянки. В это время года имеет смысл обустройство кормушек для птиц – их выполняют из пластиковых бутылок, пачек от молока. Такое изделие не только станет интересным дополнением ландшафта, но и позволит детям проявить заботу о пернатых.
Весной на территории обустраивают мини-клумбы, на которых высаживают первоцветы. Клумбочки организуют в кадках, деревянных паровозиках, в которых проделаны подходящие выемки для насыпания земли, автопокрышках, раскрашенных в различные тона. Веранды, беседки весной также декорируют – флажками и сюжетными композициями. Наиболее подходящие тона – белый, розовый, нежно-голубой, салатовый. Вариант картинки, вырезанной из бумаги и размещенной на стене – различные животные, сажающие цветы, спускающие бумажные кораблики на воду.
Ландшафтный дизайн в ДОУ – это почти что отдельный вид искусства. Здесь все делается для того, чтобы маленьким гражданам было удобно и весело в любое время года. Благоустройство уже частично обустроенной территории обычно производится своими силами, с использованием подручных средств – многие интересные идеи легко найти в интернете. Но когда садик еще на стадии проекта (строительства), этим занимаются профессиональные дизайнеры, знающие о детских площадках абсолютно все.