Гараж – закрытое помещение, специально предназначенное для стоянки, ремонта, обеспечения сохранности автомобилей, мотоциклов. Варианты покрытия пола в гараже существуют весьма различные – современное многообразие строительных материалов позволяет выбрать наиболее подходящий, в зависимости от условий эксплуатации, площади помещения, количества размещаемых в нем машин, дизайнерского оформления пространства.
Содержание
К напольному покрытию гаража предъявляются повышенные требования:
Чтобы покрыть пол в гаражном помещении, используется широкий спектр строительных материалов – как традиционных, так и современных. Иногда покрытие, как таковое, полностью отсутствует. Пол выполняется:
Бетон – традиционное, весьма бюджетное покрытие. Оно долговечно, выдерживает вес даже большегрузных машин. На бетонной поверхности, в результате морозного пучения, могут образовываться трещины, а при падении тяжелых металлических инструментов выбоины. Обычно они не доставляют особых хлопот автолюбителям.
Повышенное образование пыли, оседающей на самом авто, всех горизонтальных поверхностях – здесь главный недостаток. Любые химические загрязнения мгновенно впитываются в бетон, образуют неэстетичного вида пятна, зачастую вызывая неприятный, сложно устранимый запах.
Бетон имеет множество недостатков, которые решаются при помощи покрытия герметиками, специальными красками. Такое основание выглядит хорошо, оно сравнительно дешево, краска легко наносится собственноручно, при помощи краскопульта, широкой кисти, валика.
Когда гаражное помещение предназначается для двух и более машин, каждое парковочное место отделяется прямой линией, окрашивается другим цветом.
Пол из натурального дерева – максимально экологичен, не накапливает пыль, не выделяет вредных веществ. Застилать полы досками – достаточно дешево, если не использовать особо ценные породы.
Наилучшим образом подойдут твердые виды:
Чтобы пол не деформировался, его выполняют из максимально сухих досок, не имеющих выпадающих сучков, трещин, свилеватостей. Материала берут с небольшим запасом – до 10-15%. Основной недостаток таких полов – недолговечность. Испорченные доски через четыре-шесть лет придется заменить новыми. Чтобы на пару лет увеличить их срок службы, используются инсектицидные, противогрибковые, противопожарные пропитки, лаки, краски.
Обработка древесины любыми составами производится до укладки, покрытие наносится в два-три слоя.
Наливное покрытие – это «облагороженное» современными составами бетонное. Данные смеси обычно выполняются двухкомпонентными – из отвердителя и полимерных смол. Основание делается толщиной не менее 6-10 мм, выходит очень ровным, износостойким. Оно не боится самых сильных морозов и ударов тяжелыми предметами.
Наливной или полиэфирный пол не только максимально практичен, но и красиво смотрится, так как не имеет швов. Его делают матовым либо глянцевым, окрашивают в различные цвета. Кроме однотонных вариантов, популярны покрытия с простыми либо замысловатыми узорами, 3Д-рисунками. Последний вариант выходит наиболее дорогостоящим.
Отделывать гараж допустимо при помощи напольной керамической плитки. Ее выбирают максимально прочной, качественной, кладут на основание из бетона. Какая плитка подойдет:
Чтобы избежать травм при случайном падении, желательно приобретать плитку с антискользящим эффектом – фактурную.
Самый дешевый вариант пола в гараже – выполнить его из грунта. Данный способ используется, когда совсем нет времени либо возможности обустроить его иначе. Покрывать такой пол ничем не нужно, но требуется полностью удалить весь строительный мусор, снять плодородный слой (это 15-50 см), чтобы не размножались насекомые, не появлялся запах гниющей органики. «Чистый» грунт тщательно утрамбовывают, послойно подсыпая гравий, щебень, глину.
Такой пол делается быстро, практически бесплатно, но на нем образуется много пыли. Сама поверхность очень холодная, практически в любое время года, грунт придется периодически подсыпать, а в дождливую погоду здесь будет грязь и слякоть.
Напольное покрытие полимерами эстетично выглядит, не накапливает много пыли, имеет однородную, ровную поверхность, при аккуратной эксплуатации способно прослужить более 40-50 лет.
Прочие его плюсы:
Минусов здесь всего два: недорого сделать такое покрытие не получится, а чтобы отремонтировать, придется тщательно подбирать подходящий оттенок.
По составу полимерный пол бывает:
Тротуарная плитка различного размера, формы отлично смотрится и в гараже, и на прилегающей к нему территории. Она не идеально гладкая, потому травмоопасность здесь минимальная. Такую поверхность подметают веником, моют водой. Ее неспособен испортить бензин, прочие горюче-смазочные составы. Толщина плитки – около восьми см., цена – доступная, размеры и расцветки – практически любые. Для укладки материала не требуется каких-либо специальных знаний, умений. Если в составе материала присутствуют полимеры, покрытие выйдет максимально влагостойким.
Чтобы проверить качество плитки, берут два элемента, слегка трут друг о друга. Если детали при этом царапаются, образуется цементная пыль, такой материал лучше не использовать, а поискать более качественный.
Материал выполняется из резиновой крошки, смешанной с клеями, модифицирующими веществами, красителями. Изделие не деформируется под весом машины, выходит прочным, идеально подходящим для гаража.
Преимущества:
К недостаткам относят высокую сложность монтажных работ, для которых лучше нанять специалиста.
Покрытие из резины выпускают в виде:
Поливинилхлорид – один из современнейших материалов, продающийся в виде модулей различного размера, колера. Отличается прочностью, химической стойкостью, устойчивостью к морозу. ПВХ – покрытие не скользкое, даже если на него разлита вода (например, при мытье автомобиля), другие жидкости. Поливинилхлорид отлично поглощает вибрацию, устойчив к физическим повреждениям, повышенным нагрузкам.
ПВХ-плиты легко монтируются, так как все детали снабжены креплениями-замками, собираемыми без клея, как конструктор. При необходимости пол легко демонтировать, разобрать на составляющие, чтобы собрать в другом месте.
Подготовка к финишной отделке, то есть покрытию краской, деревом, керамической плиткой, полимерами и др. – самый важный этап изготовления пола. При расчете общей конструкции важно учитывать, какая максимальная нагрузка будет производиться на поверхность. Так как гараж обычно стоит непосредственно на грунте, то подвижность последнего должна быть минимальной, уровень залегания грунтовых вод – от четырех метров.
Основные этапы создания:
«Черновой» пол в гараже выполняется на стадии начала строительства сооружения, но после возведения стен. Финишная отделка – гораздо позднее, когда уже оформлены и стены, и потолки, есть полноценная крыша. Правильно сделанный напольный «пирог», состоит из нескольких слоев: основания, подстилки, гидроизоляции, теплоизоляции, цементной стяжки, прослойки, чистового покрытия.
Подстилающий слой необходим, чтобы нагрузка на грунт была равномерной. Его толщина – шесть-восемь см., материал – песок, гравий, щебенка. Стяжка выравнивает «черновую» поверхность, ее толщина – около 40-50 мм, если в полу имеются трубы, прочие коммуникации, слой над ними должен составлять не менее 25 мм. В качестве прослойки используется песок, бетон, битум, раствор цемента, различные варианты теплоизоляции, гидроизолирующих материалов. Толщина этого слоя – 10-60 мм. Далее приступают к финишной отделке любым выбранным материалом.
Вначале подготавливается основа для стяжки, представляющая собой тщательно утрамбованный слой, толщиной более 15-20 см из гравия либо песка. После делается гидроизоляция из плотного полиэтилена, рубероида. Края изоляционных материалов должны слегка «заходить» на стенки. Далее кладется 6-12-сантиметровый слой утеплителя (если предполагается, что гараж будет отапливаемым) из пенополистирола, другого подобного материала. Прочность бетонного пола достигается при помощи металлической армирующей сетки, значительно усиливающей конструкцию, предохраняющей ее от растрескивания.
Следующий этап – подготовка смеси для заливки. Для этого понадобится одна часть песка и три-пять частей цемента, количество которого зависит от его марки. Допустимо использовать и готовые заводские строительные смеси, имеющие в составе фиброволокна, пластификаторы. Для самостоятельного замешивания раствора желательно использовать специальные миксеры.
Допустимый уклон стяжки – не более двух процентов (до двух см. на метр длины), при этом низшая точка располагается у сточной решетки либо ворот. Компенсационные зазоры делаются вдоль стенок, столбов и прочих выступающих деталей, особенно это важно в просторных гаражных помещениях (более 40-60 кв. м.). Зазоры создаются в процессе выполнения стяжки, при помощи дилатационной ленты либо профиля.
Перед началом заливки производят разметку, используя металлические столбики, вбиваемые в землю. На них отмечают высоту предполагаемой стяжки, с помощью строительного уровня. Готовый полужидкий раствор выливается на основание, равномерно распределяется по всей его площади.
Работу выполняют очень быстро, пока состав не застыл – за один раз. Средняя толщина слоя – 35-75 мм, при устройстве теплых полов – немного больше. Полное затвердевание происходит за пять-семь суток, чтобы избежать растрескивания, стяжку увлажняют каждые 9-11 часов. Если применялся специализированный самовыравнивающий материал, срок его застывания обычно в пределах 20-30 часов.
Бетонный пол обычно шлифуют, но не сильно – поверхность оставляют слегка шершавой, для лучшего сцепления с колесами машин.
Если решено сделать гаражный пол из дерева, вначале производится подготовка основания – уборка мусора, стяжка, устройство подушки из песка и щебня, использование самовыравнивающего раствора, утепление при помощи эковаты. Когда предполагается установка оснований из бетона, кирпича, необходимо учитывать, где именно будет стоять машина – между отдельными столбиками расстояние делается не более метра. На основание из бетона опоры не ставят, а сразу кладут лаги.
При устройстве деревянного пола важно соблюдать следующие правила:
Как производится монтаж:
Окрашенный либо лакированный пол не должен получиться слишком скользким.
Перед началом работ подготавливается основание, после чего производится укладка самой плитки, затирка образовавшихся швов, укладка защитных покрытий. Процесс укладки производят при отсутствии сквозняков, без использования любых нагревательных приборов, при температуре +12…+23 градуса. Экономить на материалах недопустимо – обычная кафельная плитка, хорошо себя чувствующая на кухне, в ванной, быстро потрескается под колесами автомобиля, а с приходом холодов рискует отклеиться от бетонной плоскости.
Потребуются следующие материалы и инструменты:
Основание под укладку плиточных материалов делается максимально ровным, без каких-либо выпуклостей, впадин, трещин. Выравнивание крупных дефектов производится при помощи цементного раствора, перед этим вдоль периметра стен клеят компенсирующую ленту, после – выравнивают.
Укладка плитки производится после того, как нанесена грунтовка глубокого проникновения – ее наносят в два-три слоя. Когда грунт высох, производится укладка первого ряда плитки. Это допустимо делать поперек гаражного пространства, вдоль него или по диагонали. Клей наносится зубчатым шпателем на небольшой участок пола, после – на поверхность плитки, каждую деталь укладывают, слегка прижимая, периодически сверяясь с уровнем (допустимо использовать лазерный либо просто натянуть над полом нитку). Для достижения максимальной прочности покрытия, каждый новый ряд кладут со смещением, чтобы середина плиточки приходилась на стык в предыдущем ряду. Попадание клеевого состава на «лицевые» стороны деталей недопустимо, если же это произошло, поверхность тщательно вытирают влажной тканью до того, как раствор засох.
Последний этап – затирка швов. Для этого применяются полимерные затирочные составы, устойчивые к повышенной влажности, воздействию химии. Перед началом затирки необходимо, чтобы клей высыхал в течение трех дней. Затирочная смесь разбавляется, наносится при помощи резинового шпателя на стыки. Материал застывает около 40 минут – за это время все излишки затирки нужно удалить. На застывание потребуется 48 часов. Защитное покрытие наносить не обязательно, но оно сохранит плитку целой, если на нее упадет тяжелый предмет.
В гараже «ночуют» и зимуют очень многие машины, мотоциклы, другая подобная техника, потому пол в нем выполняется максимально прочным, особенно если автомобиль крупный. Создание подходящей отделки своими руками под силу каждому, у кого имеются подходящие инструменты, качественные материалы. Для оформления обширных пространств, многоуровневых гаражей, обычно приглашаются специалисты, имеющие достаточный опыт работы.