Квартира итальянского архитектора Карлы Веносты в Милане — отражение ее жизни и карьеры.
Карла Веноста окончила факультет архитектуры Миланского политехнического университета. И этим многое сказано. Карла — из той плеяды универсалов, «родителей» итальянского дизайна, которых сформировало это учебное заведение в послевоенное время. Собственную студию она открыла, правда, только в 1975-м — долго жила в Лондоне вместе с мужем Гидо, топ-менеджером компании Pirelli.
Время в Англии провела с пользой — среди прочего изучила наследие Уильяма Морриса, основателя движения «Искусства и ремесла». «Проектирование — священный союз между художником, промышленностью и обществом» — на этой философии базируется вся ее работа. Карла оформляла многочисленные интерьеры, выставки и модные дефиле Trussardi, конструировала столы, стеллажи и диваны для Arflex, Busnelli, Bernini. Однако два своих «Золотых циркуля» — высшие дизайнерские награды Италии — она получила за электрокардиограф Mark 5 для Amplaid Milano (1979) и промышленный подвесной потолок Tecniko для Termisol (1981). Эти и другие работы вошли в недавно изданный фолиант «Карла Веноста. 30 объектов итальянского промдизайна».
У Карлы «мужской» почерк. Это видно и по ее дому. Пространство с белыми стенами и прямоугольниками комнат начисто лишено дамского декора, выразительная сила интерьера заключена в предметах. В основном это произведения самой Карлы разных лет, а также работы художников — воспоминания о встречах и дружбе, — объединенные с книгами и семейными фото.
«Мне нравится жить среди вещей, которые я создала, — рассказывает Карла. — Это не просто обстановка, а проверка моего дизайна на адекватность конкретному времени. Можно считать мой дом испытательным полигоном».
Двухэтажная квартира находится в центре Милана в здании XIX в. — от того времени остались высокие потолки, великолепные оконные проемы и частично — двери. Предметное наполнение — микс эпох. Обстановка оставляет ощущение естественности: она складывалась годами, отражая этапы жизни и карьеры хозяйки.
«Предметы сами находят себе место», — комментирует Карла, — важно, чтобы они выглядели любимыми и нужными». Но что бы ни говорила синьора Веноста, она явно продумывает при компоновке гармонию объемов, соседство материалов и цветов.
Творческий хаос упорядочен твердой дизайнерской рукой. Примечательно, что восстребованный ныне эклектичный вкус автор продвигала еще в 1980-х. Уже тогда критики подмечали, как смело соединяет она в своих интерьерах антиквариат и алюминиевые столы.
Веноста — разносторонний автор. Но особенно охотно она работает с металлом. Отлично управляется с анодированным алюминием и листовой сталью — из традиционно промышленного материала в 1971-м она смастерила лаконичные стеллажи Valiant, за которые сегодня бьются покупатели на аукционах. Похожие Variabile стоят и в ее квартире — лучшего вместилища для книг не придумать.
Прекрасна металлическая посуда Веносты. Сосуд Samo для Tiffany Faraone, 1994 г., представлен в постоянной экспозиции миланского музя дизайна Триеннале. Сталь вдохновляет дизайнера на создание скульптур. Ее «Книга не книга», как и «Лестницы», сияет полированными поверхностями, украшая дом. Своими работами Веноста подтверждает: нет жесткого деления на дизайн и арт. И то и другое — разные проявления одного таланта.