На авеню Монтень для предметов искусства создано идеальное окружение. В этом заслуга Виолеты Лекутаной и бюро SpaceSmith.
Произведениями искусства хозяин квартиры наслаждается не меньше, чем изысканными обедами и тонкими дорогими винами. Он живет в Нью-Йорке и приобрел еще одну квартиру в Париже, на авеню Монтень: два уровня, 330 кв. метров. Раньше здесь располагалась стоматологическая клиника.
«Оба этажа были рассечены на темные маленькие комнатушки, повсюду стояли старые зубоврачебные кресла, — делится впечатлениями Майкл Фрэнк, директор агентства SpaceSmith, выполнившего реконструкцию. — Конечно, мы могли бы восстановить исторический декор, но нашему клиенту это было ни к чему. Поэтому выбрали чистый современный интерьер. И нам надо было сделать так, чтобы комнаты получились максимально большими — современное искусство требует воздуха, обзора».
Соавтором Майкла Фрэнка выступила Виолета Лекутаной. Уроженка Косово, она жила и училась в Нью-Йорке. Известность ей принесло участие в редизайне Sander Haus — бутик-отеля в нью-йоркском Сохо, принадлежащего Жиль Сандер. На авеню Монтень она справилась с одной из самых сложных для декоратора задач: вписала коллекцию искусства в жилой интерьер.
«Рафаэль воспринимает опусы знаменитых мастеров как что-то очень естественное, — рассказывает Виолета. — Он просто живет с ними. Есть люди, которые дрожат над своими сокровищами, в любую минуту готовы крикнуть «Осторожно! Не трогайте!» Рафаэль не позволит вам остаться сторонним наблюдателем. Он предложит взять в руки рисунок Пикассо. Или коснуться, как струн арфы, модулей Сото. Иначе зачем, говорит он, держать искусство в доме. Честнее отдать его в музей».
«Еще в колледже, когда мне требовался источник вдохновения, я смотрела на произведения искусства. Где-то заимствовала пластический образ, где-то — цветовую схему». (Этот принцип часто используют декораторы, но не все честно указывают на первоисточник.) В гостиной на авеню Монтень Виолета Лекутаной, по ее словам, воспользовалась опытом английского живописца Джозефа Тернера (1775–1851). Работа «Замок Норхэм на рассвете» подсказала ей «столкнуть» желтый цвет с синим.
Так как произведения искусства очень выразительны и эмоциональны, Майкл и Виолета решили не смещать акценты и мебель выбирали сдержанную. Необходимый нейтральный дорогой фон обеспечили диваны и кресла B&B Italia. Антонио Читтерио, Патрисия Уркиола, Джеффри Бернет, Жан-Мари Массо — цвет дизайна — создают для B&B Italia (а также ее линии Maxalto) вещи простые и роскошные одновременно. В таком окружении очень выделяется столик Фабио Новембре фабрики Cappellini, с десятком желтых ножек-макаронин. Его выбрали за то, что перекликается со скульптурами Х. Р. Сото по цвету и форме.
Хесус Рафаэль Сото — французский художник венесуэльского происхождения (1923–2005). Окончил школу пластических искусств в Каракасе. С 1950 года жил в Париже. В начале карьеры работал в оп-арте (сокр. от optical art) — разновидности геометрической абстракции, использующей визуальные иллюзии. Сото успешно конкурировал с Виктором Вазарели, который считается основоположником этого направления.
В середине 1950-х Сото заинтересовался эффектами движения — начался его кинетический период, символом которого стали объекты из металлических стержней, натянутых на полиуретановые нити. Некоторые создавались специально для конкретных пространств, как, например, для здания UNESCO в Париже (1969). Объекты были так знамениты, что даже в СССР у Сото появились последователи (группа «Движение»). Сегодня цены на работы Сото достигают полумиллиона евро. Среди самых именитых дилеров — парижская галерея Denis Rene.