Изначально подушки были придуманы не для удобства во время сна, а ради сохранения сложных, замысловатых причесок. Первые образчики этих приспособлений сохранились в усыпальницах египетских пирамид и дошли до наших дней в первозданном виде. В восточных странах (Китай, Япония) «подушками» называли специальные приспособления из камня или фарфора, которые подкладывали под шею тоже ради сохранения причесок. Ни о каком удобстве и речи не шло. Твердые «подушки» выполняли исключительно поддерживающую функцию для головы. Чтобы приноровиться спать на подобных приспособлениях, требовалась привычка, выработанная годами. Настоящие мягкие подушки, которые хорошо всем нам известны, были придуманы в Древней Греции. Большинство зажиточных граждан этой страны старались создавать комфортные условия для отдыха. Так как большую часть жизни они проводили в постели, мягкие матрасы и подушки стали обязательным атрибутом времяпрепровождения. Набивали их пухом, перьями, ароматными травами.
История помнит много прецедентов, когда подушка становилась орудием убийства, но этот декоративный предмет не только отнимал, но и спасал жизни. К примеру, в одной из притч о Будде, говорится о том, как наволочка, набитая пахучими листьями, на которой он заснул, спасла его от физической усталости. Из Древней Греции подушки перекочевали в Древний Рим. Хотя поначалу там к ним отнеслись весьма скептически, впоследствии этот атрибут для сна стал обязательным даже для военных, закаленных суровой походной жизнью. Ему придавали сакральное значение: вещь, которая оберегает сон человека. Многие девичьи гадания связаны именно с подушками. Под них клали еловые веточки, гребни, прутики в надежде на то, что это «приведет» в сон суженого. Мешочки с лавандой и сушеной полынью, спрятанные в подушках, должны были нормализовать сон и отогнать злых духов. Чтобы принести человеку вред, достаточно было зашить в его наволочку специально подготовленный магический атрибут. Эти поверья сохранились до сих пор, хотя век цифровых технологий и отрицает мистическую составляющую. Спустя столетия подушка становится важной частью текстильного декора. Одни предназначаются только для постели, а другими украшают дом. Поговорим о том, как сшить подушки своими руками и что понадобится для этой работы.
Содержание
Подушки классифицируют в зависимости от назначения на два типа:
В зависимости от места расположения подушки делятся еще на три типа:
Отдельно стоит отметить фигурные подушечки, которые обычно относят к группе детских. Им придают форму различных зверушек, героев мультфильма, букв алфавита. Их украшают рисунками и надписями. К примеру, для маленьких мальчиков шьют подушки в форме машин или роботов, а девочкам подбирают более нежные варианты: щенков, жирафов, кошек, собак, мягких куколок. На таких игрушках можно спать, но большую часть времени они украшают комнату и используются для игр. В зависимости от технологии шитья выделяют еще несколько видов:
Классической «европейской» формой подушки считается квадратная или прямоугольная. Такие вещи маленьких размеров называют «думками». Второй по популярности, восточный вид — валики. Эти подушки имеют форму цилиндров и используются не только в качестве подголовников, но и как подлокотники. Они довольно жесткие и туго набиты наполнителем. Круглые подушки (буфы) тоже считаются родом с Востока. Они очень редко используются для сна, но идеально подходят для декорирования диванов и в качестве мягких сидений на табуреты. Их обычно украшают многочисленными складочками и хитросплетениями ткани. Все остальные формы относят к группе фигурных подушек. К наиболее популярным относят подушки в форме букв и сердечек. На последние еще пару лет назад произошел настоящий «бум». Мохнатые сердечки с типовыми надписями «love», набитые поролоном, продавались почти в каждом магазине текстиля для дома.
Чехол или наволочка (если используется для сна) — это основная деталь, «лицо» мягкой подушки. Как правило, его выполняют из прочной ткани, которая выдержит множество стирок и прослужит не один год. Для самодельных подушек часто используют подручные материалы: из старой одежды (футболки, джинсы), одеял или лоскутков в стиле пэчворк.
Хотя в последние годы синтетические ткани и захватили текстильный рынок, лучше выбирать натуральные:
При выборе ткани для чехла важно соблюдать правила ее сочетаемости с наполнителем:
Среди популярных вариантов текстиля для чехлов подушек можно выделить флис, фетр, тик, жаккард, сатин, перкаль, батист, твил, гобелен.
Одним из самых дешевых и недолговечных материалов считается полиэстер. Эта синтетическая ткань не подходит для пошива чехлов. Она быстро затирается и теряет форму. Не рекомендуют использовать старые футболки из полиэстера для шитья наволочек.
Следующий вопрос, который встает перед желающими изготовить подушку своими руками, чем ее набивать? К натуральным наполнителям относят лебяжий пух, гусиное перо, конский волос, овечью и верблюжью шерсть и даже лузгу гречихи. Эти типы наполнителей требуют особого ухода. Из-за дороговизны их в основном приобретают для тех подушек, которые будут использоваться для сна. Декоративные в основном набивают синтетическими наполнителями:
Также встречается отдельный вид наполнителя — комфорель. Материал представляет собой маленькие шарики, которые быстро восстанавливают свою форму после нажатия.
Шитье подушки можно разделить на несколько этапов:
Приведенный ниже подробный мастер-класс поможет разобраться с алгоритмом выполнения работ.
Начинать шитье необходимо с выкройки. По сути это схема, «шаблон», по которому придется работать в дальнейшем. Обычно выкройки представлены в готовом виде в специализированных журналах или на сайтах для рукодельниц. Нарисовать чертеж для подушки сложной формы (животные, буквы) самостоятельно будет довольно сложно, а вот для простеньких думок или валиков — вполне реально. Главное, о чем не следует забывать, так это «запасы» ткани, которые будут заворачиваться внутрь и обрабатываться оверлоком, который предотвратит их расслаивание на волокна. Стандартный размер прямоугольной подушки — 70х50 см. Если изготовления наволочки в планах нет, то под такую модель легко купить уже готовый чехол в любой лавке текстиля. С изнаночной стороны на ткань наносят разметку после проведения замеров. Затем выкройку вырезают. Для подушек сложных форм используют заранее подготовленный шаблон из миллиметровой бумаги, который закрепляют булавками. Можно разрезать большой кусок ткани на два и сшить их между собой или вырезать прямоугольник, сложить его пополам и обойтись соединением боковых сторон. Получится на один шов меньше.
Чтобы новичку было проще работать, на листе бумаги сначала делают эскиз готового изделия и предварительный чертеж выкройки. Имея перед глазами конечный результат, будет проще сориентироваться.
Детали будущей подушки сшивают между собой с изнаночной стороны. Стежок должен идти ровно по заранее намеченной линии. Лучше воспользоваться швейной машинкой, так как строчка получится более аккуратной и прочной. Если работа проводится вручную, то стежок делают как можно меньше. Только тогда подушка будет крепкой. Три (две, если полотно одно), стороны сшивают полностью, а четвертую только наполовину. Отверстие необходимо для того, чтобы вывернуть подушку и наполнить ее набивкой. Некоторые на четвертую сторону сразу пришивают молнию. Замок-застежка действительно удобен, но подбирать нужно модели с небольшими слайдерами и крошечными зубчиками на лентах. Слишком крупные детали молнии могут «чувствоваться» сквозь чехол и доставлять дискомфорт. Края ткани изнутри обязательно обрабатывают. Лучше использовать оверлок.
Наполнение подушки синтетической набивкой — простой процесс, чего нельзя сказать о натуральном пухе. Обычно его «пересыпают» из старых чехлов в новые. Если взять «комок» пуха в руку, то может показаться, что ничего сложного в его перебирании нет. Однако достаточно пары движений и белые невесомые пушинки разлетаются по всей комнате, так и норовя попасть в рот или нос. Просто «пересыпать» пух нельзя. Это не вата, которая сохраняет форму и легко поддается утрамбовыванию. В старом чехле делают отверстие, которое пришивают к такому же в новой подушке. Пух аккуратно «ворошат», сминают и передвигают руками. Этот процесс займет не один час, поэтому придется запастись терпением. Тем, кто приобрел пух в магазине, тоже не стоит разрывать упаковку, а действовать по такой же схеме пересыпания из одной емкости в другую.
Отверстие для выворачивания, как правило, зашивается потайным швом. Стежки должны быть небольшими, аккуратными. Узелок завязывают изнутри, а иголку вытягивают на лицевую сторону. Края ткани заворачивают, а чехол складывают ровно по машинному шву, который закончился на середине. Это важно, так как несоответствие будет бросаться в глаза. Чтобы строчка смотрелась еще аккуратнее, ее дублируют, но проколы иголки располагаются в шахматном порядке относительно предыдущих. Тогда и шов получится прочнее, и выглядеть он будет опрятнее. Так как подушка не будет выставляться в музее в качестве экспоната и большую часть времени она проведет в наволочке, четвертую сторону «с лица» можно просто прошить машинкой. Главное, чтобы строчка прошла как можно ближе к краю. Если ткань выбрана пестрая, то подобранная по оттенку нитка вообще не будет на ней заметна.
Когда работы по пошиву самой подушки завершены, можно приступать к самой творческой части, подбору оформления наволочки. Для начала нужно подобрать дизайн к стилистическому решению комнаты, которую будет украшать этот предмет декора. Для классики лучше использовать роскошные, дорогие ткани с изящной вышивкой золотыми или серебряными нитями. Для современных стилей подойдут модели простого кроя из лаконичных материалов, ведь здесь акцент нужно делать на форме и цвете. Для восточных интерьеров создают пестрые подушки с многочисленной бахромой и кисточками. Комнату для ребенка украсят чехлы с оборками, рюшами, аппликациями, кружевом, простой вышивкой. Для современных девичьих спален подойдут подушки, декорированные пайетками, булавками, бантами и даже мехом. Для деревенских интерьеров используют вязаные чехлы, украшенные пуговицами, цветами из лент.
Декорирование — самая творческая часть процесса. Здесь можно в полной мере проявить свою фантазию и создать как лаконичные варианты для строгих интерьеров, так и озорные решения для оригинальной обстановки. Для украшения чехла подойдут и подручные материалы, и специально приобретенная фурнитура. Рассмотрим более подробно популярные способы декорирования подушек и пошагово их разберем.
В первую очередь нужно определиться с цветовым решением. Чехлы могут быть однотонными, пестрыми или сочетать умеренное количество оттенков (два-три), подобранных по принципам аналогии (эффект омбре) или контраста. Последний вариант легко воплотить в модульных чехлах, две части которых не сшиваются, а соединяются вставкой. Оттенок необходимо подбирать, исходя из особенностей цветового решения комнаты в целом и мебели в частности. Если текстильный декор должен стать ярким акцентом на спокойной палитре интерьера, то и цвета подбирают броские: красный, оранжевый, желтый, зеленый. Стильно и оригинально будут смотреться блестящие золотистые, бронзовые, серебристые чехлы, которые покрыты сплошными рядами пайеток. Если подушка — всего лишь нейтральный штрих, то и оттенок подбирают спокойный: белый, серый, голубой, розовый, коричневый, пастельные тона. Для уличного декора (патио, беседка, садовая скамья) подбирают более естественные цвета. К примеру, с осенним пейзажем великолепно гармонируют чехлы багряных и коричневых тонов с цветовой градацией. Их дополняют клетчатым пледом, живописно разложенным на скамейке, и вот уже готово уютное местечко под открытым небом для чтения книжки за чашкой горячего чая.
Лоскутная техника или пэчворк, как ее иногда называют, позволяет создать из старых вещей необычный декор. Такие чехлы для подушек будут смотреться по-домашнему мило, но подойдут только к интерьерам в кантри стиле. Для работы потребуются куски тканей разных цветов, украшенные орнаментами и изображениями. Их разрезают на квадратики одинакового размера, который высчитывают из параметров будущей наволочки и предполагаемого количества сегментов. Затем эти кусочки пришивают друг к другу, формируя полоски. Их тоже соединяют между собой, получая в результате готовое полотно.
В технике пэчворк можно оформлять не полностью всю наволочку, а только отдельную ее часть. К примеру, комбинация из клочков ткани с разномастным клетчатым узором на одной половине будет органично сочетаться с вышивкой на однотонной мешковине на второй.
Техника аппликации представляет собой пришивание отдельных кусочков ткани на полотно таким образом, чтобы в результате получилась картинка. Способ декорирования в чем-то похож на складывание пазла. У мастера есть большое количество деталей, которые нужно собрать воедино. Аппликация бывает:
При работе с тканью встречается «обратная» аппликация. На чехле наволочки по шаблону вырезают деталь. Края нужно обязательно прострочить. Желательно на машинке. Затем аналогичную деталь вырезают из куска другой ткани и пришивают ее с изнаночной стороны. Работать лучше всего с подготовленным заранее шаблоном.
Печать на ткани можно заказать в специализированных салонах, которые с помощью специальной аппаратуры в точности перенесут изображение на материал. Однако, оформить чехол для подушки можно и самостоятельно. Перенос изображения можно попробовать осуществить с помощью горячего утюга с обычной фотографии, но результат получится тусклым и недолговечным. Намного проще работать с набором маркеров или красок в баллончиках и трафаретами. Рисунки, как правило, подбирают лаконичные, так как отобразить сложные переходы цветов сможет только художник-мастер. Ткань необходимо разложить на ровной горизонтальной поверхности. Для надежности ее лучше закрепить булавками или придавить по краям чем-то тяжелым. Зону, которая должна остаться нетронутой, изолируют с помощью малярного скотча или пищевой пленки. Теперь прикладывают трафарет и закрепляют его. Можно приступать к раскрашиванию изображения.
Чехлы с кружевом смотрятся очень нежно и трогательно. Этот «женский» вариант отлично подходит для шебби шика, прованса и органично вливается в детские спальни для новорожденных. Тонким кружевом, как правило, украшают только отдельную часть чехла: полоска по центру, с одного бока или парные ажурные ленты, которые «замыкают» аккуратный узор в середине. Из-за особой утонченности такое украшение сочетают с чехлами пастельных оттенков. Контраст уместен в двойных наволочках. Их сшивают из нижнего однотонного слоя обычной ткани и верхнего кружевного. Связать такую деталь можно вручную с помощью крючка и специальной пряжи.
Вязаные наволочки приносят с собой в интерьер тепло и уют. Для работы потребуются пряжа (около 500 грамм на чехол средних размеров), пуговицы, спицы или крючок. Нельзя забывать, что натуральные нити сильно «сядут» после стирки. Чтобы наволочка не стала маловата для подушки, лучше использовать смешанную пряжу. Техник вязания масса. Некоторые предпочитают лаконичные «косички» и «шишечки», которыми обычно украшают самодельные свитера, а другие отдают предпочтение сложным узорам «паутинками» и опять же, технике пэчворк, но в немного другом обличье. Наволочку можно сшить из отдельно связанных (обычно крючком) лоскутков из пряжи разных цветов. Чтобы чехол закрывался, используют не молнии, а пуговицы, которые органично сочетаются с пряжей.
Чехол можно украсить сплошной вышивкой или декорировать только его часть. Для первого варианта подойдут техники вышивания нитями (мулине) крестом и полукрестом (гобеленное). Работать нужно либо с мешковиной, либо с обычной тканью, на которой закрепляют канву. После завершения вышивания ее распускают по ниточке. Для частичного декорирования подойдет вышивка лентами, синелью или работа в технике «гладь».
Чудесные наволочки для подушек получаются из старых джинсов, рубашек и свитеров. В двух последних случаях у одежды отрезают рукава и нижнюю часть, оставляя только воротничок и «нагрудный» кусок ткани. Разрезать рубашку или свитер по шву не нужно. Вторая часть станет задней стороной чехла. Затем остатки рубашки сшивают с двух сторон по бокам. К нижней пришивают молнию. Верхнюю часть, на которой воротничок, дополнительно декорируют куском ранее отрезанной снизу ткани, чтобы прикрыть пустую горловину. Эту деталь можно пришить к рубашке сзади и просто разгладить, так как шов на лицевой стороне будет смотреться не очень эстетично. В нагрудный кармашек можно положить платок. Из джинсов сшивают чехлы по такому же принципу, только отрезают обе штанины.
Росписью по ткани все чаще украшают одежду (преимущественно кофты и футболки). Это отличная замена фотопечати. К тому же рисунок не будет штамповкой, его можно «взять из головы». Для начинающих лучше приобрести специальные трафареты. Шаблон в любом случае понадобится, так как работу над ошибками с такой картиной провести сложно. Это не карандаш, который легко стереть ластиком. Движения кисти должны быть точными. Ткани расписывают акриловыми красками. В лавках для художников они представлены в широком ассортименте. Разные составы подходят к определенным типам тканей (плотные, деликатные). Перед работой материал необходимо замочить в холодной воде минимум на 1 час и постирать. Затем материю просушивают и раскладывают на ровной поверхности. Под ткань обязательно подкладывают пленку, чтобы не испортить стол. Работать лучше с натуральными кисточками разных размеров, чтобы было удобно рисовать и крупные, и мелкие детали. Обычно начинают с верхней части картины, чтобы не смазывать рисунок рукой. После нанесения изображения, его закрепляют с помощью теплого утюга.
Буфы — особый вид чехлов, поверхность которых украшает узор из складочек. Фактура наволочек только кажется очень сложной. На самом деле с работой может справиться даже новичок. Главное в процессе изготовления буфов — это подготовительная работа. Чтобы получился красивый симметричный узор, необходимо правильно разметить на куске ткани точки, на которых материя будет собираться и закрепляться ниткой. Разметку наносят и с изнаночной, и с лицевой стороны. Во втором случае места стягивания ткани маскируют бусинами или пуговицами. Схемы «сеток» буфов можно найти в специализированных журналах или на просторах Всемирной паутины.
Для оформления подушек используют весь «арсенал» рукодельниц:
Помимо вышеперечисленных украшений, используют кабошоны, металлические вставки, молнии-застежки, декоративные цепочки.
Чехлы в форме зверюшек шьются под аналогичные подушки. Для работы можно использовать тот же шаблон. Ткань подбирают под окрас животного. К примеру, для зебры легко найти полосатую материю. «Хищные» принты (леопард, тигр, лев) до сих пор пользуются популярностью. Если подходящего материала под рукой нет, то узоры шкуры жирафа или крокодилью кожу можно получить с помощью росписи. Для зверят попроще (пушистые зайчики, медвежата, собачки, кошки), используют мягкий плюш и приятный на ощупь фетр. Глазки животного можно купить в готовом виде или заменить их пуговицами, крупными бусинами, кабошонами.
Подушки «сидушки» кладут на твердые стулья и табуреты. Они отличаются от обычных моделей толщиной. «Сидушки» больше напоминают сплюснутые «блины». Большой объем им придавать не нужно. Наполняют «сидушки» поролоном или синтепоном. Чехлы шьют из прочных, натуральных тканей, который по сроку службы не уступают мебельной обивке. Нельзя забывать, что такая подушка будет изнашиваться в несколько раз быстрее, чем обычная. Никакие лишние украшения ей тоже не требуются, ведь на пуговицах и затейливых узорах из бисера будет неудобно сидеть. Обычно «сидушки» одевают в стеганые чехлы, которые за счет внутренней прослойки добавляют им мягкости.
«Алфавитные» подушки изготавливают по тому же принципу, что и изделия в форме животных. Выкройки легко найти в интернете. Такое украшение больше подходит к современным интерьерам гостиных, спален и детских комнат. Последний вариант особенно актуален, так как ребенка с малых лет можно увлекать обучением в форме игры. Маленькие буквы-подушки шьют из фетра. Стильно будут смотреться объемные модели, у которых лицевая сторона и боковины сшиты из материалов разных цветов. Получится своеобразный 3D-эффект.
Подушки для беременных, как правило, имеют форму вытянутой подковы. На них удобно спать женщинам с уже большими животами, так как тело словно «обволакивает» мягкий наполнитель, и оно полностью расслабляется. При этом подушку можно разложить, как больше нравится. В обычном состоянии она представляет собой длинный валик. Для изготовления такой детали потребуется много гипоаллергенного наполнителя и хороший отрез натуральной ткани, приятной к телу. Размеры подбираются индивидуально, исходя из особенностей тела женщины.
Подушки для садовой мебели изготавливаются по тому же принципу, что и «сидушки». Их главное предназначение — сделать мягче жесткие стулья и скамейки. Обычно они сшиваются из двух модулей. Верхний предназначен для смягчения спинки, а нижний — для сиденья. Наполнитель должен отлично держать форму. Ткань выбирают плотную, устойчивую к выгоранию и износу.