Живопись – способ изображения реального либо вымышленного мира с помощью кистей, красок, холста, но может выполняться и на других поверхностях. Она бывает различных жанров, производится в разных техниках. Живопись в интерьере современной городской квартиры, загородного частного дома, роскошного офиса, подчеркнет выбранный стиль помещения, придаст ему самобытности, индивидуальности.
Содержание
Живопись – один из множества видов изобразительного искусства. Она возникла еще в глубокой древности, когда пещерный предок человека начал рисовать на каменных стенах цветные картинки, изображающие то, что его окружало повседневно. Это было примерно 30 –35 тыс. лет назад.
Краски изготавливались из природных материалов – из окиси железа получали колеры от бледно-желтого до красновато-оранжевого, также использовался марганец. Пигменты смешивались с жиром животных, рисование производилось с помощью палочек, кистей из щетины.
Около 5 тыс. лет назад рисовать начали египтяне. Они наносили краски на стенки, обмазанные известью, глиной. Живопись развивалась, совершенствовалась, в средневековье распространились живописные иконы, которыми оформлялось внутреннее убранство храмов. В эпоху Ренессанса появились полноценные портреты, пейзажи, с XVIII века начали открываться художественные школы в разных европейских странах. Если XIX век был очень романтичным, а живописцы стремились к идеалу, то в XX веке искусство стало более жестким, в чем-то бунтарским. XXI век принес новейшие цифровые, в том числе 3D технологии, но многие художники все также продолжают писать маслом на холсте.
Видов живописи различают всего пять:
Живописных жанров существует больше:
Функции картин в дизайне очень разные – от простого украшения до загораживания дырки на обоях, а именно:
Картина должна соответствовать назначению помещения: в гостиной размещают большие полотна с пейзажами, на кухне – аппетитные натюрморты, в спальне – абстракции в пастельных тонах, в детской – цветки, рыбки, животные.
В жилой комнате не рекомендуется вешать чрезмерно яркие полотна с агрессивными сюжетами – от них будут уставать глаза, атмосфера будет напряженной.
Различные виды живописи применяются практически в любых интерьерах:
Сюжеты выбираются соответствующие дизайну помещения, личным предпочтениям жильцов – один любит исключительно русский реализм типа К. Брюллова, И. Репина, А. Саврасова, другой – Нью-Йоркскую школу живописи, представляющую собой абстрактный экспрессионизм, третьему по душе авангард или сюрреализм.
Для китайской живописи характерны только три жанра – портрет, вода и горы, цветы и птицы. Так как в Китае все оформляется в соответствии с традициями фэн-шуй, каждый элемент имеет свое сакральное значение и должен размещаться не только в определенной комнате, но и в соответствии со стороной света. Русская живопись делится на целые эпохи – в одних присутствуют дамы в пышных платьях и роскошные дворцы XVIII века, в других – быт советского рабочего или крестьянина начала ХХ века, в третьих – современный человек в развитой инфраструктуре мегаполиса и окружающая его действительность.
Наиболее популярные сюжеты картин, используемых для оформления интерьера:
Беспроигрышный вариант для любой комнаты – портреты обитателей помещения, реалистичные либо шаржи.
Колористическое оформление подбирается под расцветку интерьера – контрастным либо в сходных тонах. Для каждого помещения требуются различные цвета – светлые, теплые зрительно увеличивают пространство, потому рекомендуются для тесных комнаток с окошками на север, темные, холодные – наоборот, сужают, поэтому их вешают в более просторных помещениях с окнами на юг.
На кухне рекомендуется размещать композиции в зелено-оранжевых, красно-желтых тонах – композиция должна возбуждать аппетит, стимулировать к скорейшему приготовлению пищи. Из художников рекомендованы П. Сезанн, Г. Климт, П. Гоген.
Для спальни подбираются мягкие тона, простые сюжеты, не слишком многоцветные (батальные сцены, работы Ф.Рубо, грубый кубизм от П. Пикассо, полностью неприемлемы). Подойдут цветные, монохромные портреты в стиле «ню», А.Матисса, Г. Курбе, коричнево-желто-зеленые пейзажи И. Шишкина, розово-оранжево-голубые морские сюжеты И. Айвазовского.
В гостиной вешают крупные полотна, имеющие кучу деталей, многообразие красок – такие, чтобы гостям дома, хозяевам было интересно их подолгу рассматривать. В зависимости от стилистики помещения подойдут картины И. Босха, П. Брейгеля, С. Ботичелли, М. Шагала и др.
Детская оформляется в зависимости от возраста ребенка – малышам, младшим школьникам придется по вкусу «наивное искусство», сказочные лубочные сюжеты, в нежных, розово-желто-голубых тонах, подросткам – нео-реалистическая живопись, красочный поп-арт, черно-белые трафареты.
Живописные полотна правильно сочетают со всем, имеющимся в помещении, не создавая диссонанса. Портрет в тяжелой багетной раме никак не впишется в минималистичный, японский интерьер, абстракция без рамы не подойдет для ампира, классики, готики, предусматривающих роскошную резную, патинированную мебель.
Обычно картины вешают на уровне глаз: крупные – на одинаковом расстоянии от ближайших предметов меблировки, мелкие допускается располагать хаотично, если они все на одной стене или на одинаковой высоте при размещении на двух и более стенах. Одну-единственную располагают на самом видном месте, но если пространство позволяет, ее не оставляют в одиночестве.
Изображение на холсте становится продолжением интерьера либо дублирует отдельные декоративные элементы, располагаемые в комнате.
Интерьерный дизайн разных стилей предполагает различное размещение, преимущественно настенное, но допустимо развешивать картины на колоннах, внутренних крутых скатах мансардных этажей.
Полезные советы по размещению:
По желанию, картины подсвечивают, привлекая к ним внимание.
Живописные работы пишутся маслом на холсте, другой ткани, плотном картоне, древесине. Для придания светостойкости, защиты от воды и физических повреждений их покрывают специальным пихтовым лаком. Защищать стеклом такое полотно необязательно.
От пыли, загрязнений картину очищают бархатной или фланелевой тканью, но не сильно влажной – поверхность впитает воду, текстиль повредится. Холст допускается изредка пылесосить с обратной стороны, если он провис либо образовалась заметная вмятина, тыльную сторону слегка смачивают водой, чтобы полотно натянулось.
Живописные полотна украшают, разнообразят интерьер, делают его неповторимым, подходят практически для любых помещений с нормальным уровнем влажности. Настоящая живопись от известных художников прошлого стоит чрезмерно дорого. Дешевле обойдутся репродукции, выполненные местными городскими умельцами, студентами художественных учебных заведений. При наличии навыков, несложную абстракцию или акварельный пейзаж выполняют своими руками, оформив простой покупной рамкой – всевозможных пособий по живописи, графике выпускается много.