На какие ухищрения шли архитекторы, чтобы обеспечить безопасную жизнь в северном Норильске - Архитектура и интерьер » Дизайна и строительство.
  • Контакты Аnio
«Дизайна и строительство» - проект видео новостей собранных на одном портале .. » Услуги » Другие услуги » На какие ухищрения шли архитекторы, чтобы обеспечить безопасную жизнь в северном Норильске - Архитектура и интерьер

На какие ухищрения шли архитекторы, чтобы обеспечить безопасную жизнь в северном Норильске - Архитектура и интерьер

19-09-2023, 11:07   Лия   Нашли ошибку?    Мы в Яндекс.Дзен




На какие ухищрения шли архитекторы, чтобы обеспечить безопасную жизнь в северном Норильске - Архитектура и интерьер



Норильск – самый северный и холодный город мира с численностью населения более 150 тысяч человек. Казалось бы, как место, где 280 дней в году стабильно минусовая температура, а ветер просто сбивает с ног, может привлекать людей, ведь такие условия абсолютно непригодны к жизни. Оказывается, может, на данный момент только в Норильске проживает и отважно борется за жизнь более 175 тыс. горожан, а в этом им помогают архитекторы, строители и инженеры, изобретательность которых сродни подвигу. И это действительно так, ведь им удается организовывать комфортную жизнь среди вечной мерзлоты, сильных морозов и мощных ветров. И все это, благодаря весьма необычным решениям, внедренным как в здания, так и уличную инфраструктуру (насколько это возможно, конечно же).

Читайте также - Kenwood - это производитель раций, на которого действительно можно положиться. Их продукция предлагает высочайший уровень качества связи, инновационные технологии и широкий выбор моделей. Покупка радиостанции Kenwood - это правильное решение для всех, кто ценит надежность и эффективность связи. С надежными радиостанциями Kenwood наслаждайтесь безупречной связью на любом расстоянии - https://racii.kz/kenwood по доступным ценам.

1. Норильск – самый холодный и сложный для жизни город на планете




В арктической пустыне, где 280 дней в году морозы, архитекторам удалось построить благоустроенный город (Норильск, Красноярский край).

Всем, кто проживает в благоприятных климатических зонах (не говоря о южанах), сложно представить, как удалось построить большой развитой город там, где бескрайняя снежная пустыня, вечная мерзлота, 280 дней в году морозы, среднегодовая температура воздуха в минус 9,6 градусов (!), мощнейшие ветры один день из трех, полтора месяца полярная ночь, ведь даже нет автомобильного сообщения. Ярким примером того, что исключения встречаются является Норильск.


Сложно поверить, что на этом месте буквально за три десятка лет была лишь бескрайняя снежная пустыня (Норильск, Красноярский край). | Фото: norilsk.bezformata.com.

Норильск – благословенный край с богатейшими месторождениями драгоценных металлов, погребенных под снежной пустыней, но настолько лишенный солнечного света и тепла, что диву даешься, на какие лишения могут пойти люди, ради добычи тех самых ископаемых. Норильск, расположенный в 300 км к северу от Полярного круга, является местом жестоких крайностей. Это самый холодный и загрязненный промышленный город России и самый богатый — по крайней мере, если судить по стоимости его обширных месторождений палладия, например, редкого минерала, используемого в мобильных телефонах (продается по цене более 1 дол. за одну унцию – 28,3495 грамм), что в последние годы более чем востребовано.

Норильск – крупнейший индустриальный город мира, расположенный за Полярным кругом (Красноярский край).

Но это сейчас Норильск крупнейший индустриальный город мира, находящийся за Полярным кругом, а буквально сотню лет назад среди снежной пустыни стояла одна изба, которую возвели участники арктической экспедиции, изучающие недра этого региона (под руководством Н. Н. Урванцева, 1919 –1926 гг.).

2. Как и когда в Норильске, окутанном вечной мерзлотой и полярной ночью, появились люди




Вечная мерзлота, снежные метели, минусовая температура 280 дней в году – все это, реалии жизни в Норильске.

Несмотря на более чем суровые климатические условия и вечную мерзлоту, люди о богатейших месторождениях полезных ископаемых знали еще с древности. Близ ледникового происхождения озера Пясино, что в 20 километрах от современного Норильска, археологами была обнаружена доисторическая стоянка, датированная железным веком, где была оборудована примитивная мастерская. Там плавилась руда и велась отливка. В этой местности были найдены и шарики медной руды, что говорит о том, на какие лишения люди шли ради ее добычи.


«Первенец» – первая хижина, построенная геологами на территории современного Норильска (1921 г.). | Фото: stylishbag.ru.
Более масштабная добыча и изготовление медных изделий велась в XVI—XVII вв. В этот период на берегу реки Таз зарождался первый в России заполярный город Мангазея, который очень быстро стал торговым и ремесленным центром. В его исторической части исследователи обнаружили довольно масштабный литейный двор, в котором шла переработка меди из месторождения района, где находится современный Норильск.

Геологи и инженеры на площадке, выделенной под строительство никелевого комбината. | Фото: ttelegraf.ru.


Так выглядел Норильск в 1935 году. | Фото: ttelegraf.ru.

История Норильска началась в 1921 г. со строительства той самой первой хижины геологоразведовательной экспедиции под руководством Н. Н. Урванцева, за годы которой были подтверждены ранние исследования и обнаружены новые месторождения каменного угля и полиметаллических руд (медь, свинец, цинк и другие минералы, имеющиеся в этих рудах). Учитывая, что все эти богатства находились в суровых климатических условиях, неудивительно, что «великая честь» строительства первых горнодобывающих предприятий выпала на долю заключенных. В 1935 году по приказу Народного комиссара внутренних дел Союза ССР, в Норильске был организован исправительно-трудовой лагерь, которому присвоили название «Норильский исправительно-трудовой лагерь» (он же Норильлаг), возложив на него обязанности по освоению района расположения комбината и его предприятий, а также строительству Никелевого комбината.


Все строительные и даже проектные работы выполняли заключенные Норильского исправительно-трудового лагеря.


Единственным более и менее благоустроенным зданием было заводоуправление Никелевого комбината. | Фото: stylishbag.ru.

Важно! Построенный на костях заключенных, Норильск, начинался как форпост сталинского ГУЛАГа. Через это суровое место в разные годы прошло около 300 тыс. заключенных, одни из которых строили город, другие – работали в нечеловеческих условиях на металлургических предприятиях. Особенно много погибло людей во строительства и в период Великой Отечественной войны, даже несмотря на то, что рабочий поселок находился в глубоком тылу. От тяжелого труда и недоедания умер каждый третий арестант Норильлага! К сожалению, более точной цифры никто не скажет, поскольку даже спустя более 80 лет после того, как Норильск стал частью ГУЛАГа, никто не знает, сколько людей трудилось на каторге и сколько там полегло.


На тяжелых строительных работах были задействованы и женщины-узницы Норильлага.

Только благодаря труду заключенных, Норильск состоялся как город, ведь в те годы в тюрьму попадали не столько за провинность или по политическим обвинениям, за которые могли пострадать люди далекие и от политики, и от противостояния власти, зато они были отличными специалистами (архитекторы, конструкторы, инженеры-новаторы и т. д.). Благодаря их насильственной переправке и удержанию за колючей проволокой, а затем и организацией вольных поселений, среди арктической пустыни задержались люди, даже после того как лагеря были закрыты и расформированы.

3. Сложности обустройства жилищ и городской инфраструктуры




Главную улицу Норильска не зря считают островком Санкт-Петербурга.

Авторы Novate.ru хотели бы сразу отметить, что Норильску присвоили статус города в 1953 году, а Норильлаг расформировали только в 1956 году, при этом многие заключенные так и остались в городе, участвуя в строительстве и внося свою лепту в его процветание. Несмотря на то, что строительством, как и прежде, руководил начальник норильских лагерей Авраамий Завенягин, проектирование и перепланировка бывших бараков для заключенных пошли по другому руслу.

В центре Норильска сохранились сталинки, построенные по проекту главного архитектора города Витольда Непокойчицкого.

Архитекторами первых проектов городской застройки были сами заключенные (Геворг Кочар, Микаэл Мазманян, Ольгерд Трушиньш), которые разрабатывали город с нуля под руководством Витольда Непокойчицкого – большого почитателя неоклассицизма и архитектуры Санкт-Петербурга, откуда он прибыл в 1939 году. При разработке Генерального плана преобразования рабочего поселка, подневольный коллектив авторов руководствовался особенностью рельефа местности и ее суровыми климатическими аномалиями, где очень докучали ураганные ветры и снежные заносы, которые отрезали жилые кварталы от промышленных предприятий, печи которых должны были работать круглосуточно.

Многоэтажные дома Норильска строили на опорах-сваях, которые вмораживали в вечную мерзлоту. | Фото: stroiteh-msk.ru.


Крупнопанельные дома строились так, чтобы не нарушить температурный режим промерзшей почвы (Норильск, Красноярский край). | Фото: stroiteh-msk.ru.

Учитывая, что прецедентов строительства в настолько проблемном месте полноценного города еще не было, проектировщикам пришлось проводить эксперименты самостоятельно и вырабатывать собственную методику в процессе. Для минимизации воздействия воздушных потоков и снижения угроз заносов (иногда, при наличии преграды, сугробы достигали высоты 30 метров!), первые многоквартирные жилые дома строили вдоль улиц, расположенным по осям преобладающих ветров, чтобы сквозняком снег попросту выметался за пределы районов. Этот эксперимент провалился, поскольку скорость ветров оказалась слишком высокой, а осадков в виде снега выпадало слишком много.

Проекты домов-кварталов оправдали ожидания и могут противостоять сильным ветрам (Норильск, Красноярский край). | Фото: gelio.livejournal.com.


Таким дворам не страшны снежные бури и высокие сугробы (Норильск, Красноярский край). | Фото: gelio.livejournal.com.

Затем решили строить дома небольшими квартами, которые имели замкнутую структуру, что позволило обезопасить дворы от мощных потоков ветра и высоких сугробов. Этот метод прошел проверку временем и климатическими условиями поэтому, когда в 1960-х, когда началась массовая застройка, как и по всему Советскому Союзу, планировка города сохраняла этот принцип. Построенные вплотную дома и закрытые дворы позволяли не только более безопасно передвигаться во время снежных бурь, которые в этих краях происходят раз 50 за зимний сезон, но и укрыться от ветра во дворах ил узких переходах между домами, которые неплохо защищены от сильных порывов (могут достигать 36-40 м/с). Еще одной особенностью расположения домов являются узкие проходы меду домами, где установлены лестницы, позволяющие подняться на высоту фундамента (из-за «ножек»).


«Дома на ножках» – необходимость в условиях сурового арктического климата (Норильск, Красноярский край).

Стоит отметить, что ветер и снег – это не единственная проблема при возведении высотных домов, да и вообще, каких-либо построек. Вечная мерзлота, слабые грунты добавляли проблем строителям, которые выработали особую технологию создания фундаментов. Поскольку вырыть котлован не представляется возможным, пробуривают глубокие отверстия, в которые вмораживаются сваи. Само же основание домов оказывается над землей на достаточной высоте, чтобы организовать вентилируемое подполье, позволяющее исключить оттаивание мерзлоты, чреватое обрушением строения.

На фоне суровых арктических условий сталинский ампир еще больше впечатляет (Норильск, Красноярский край).

По этой причине дома в Норильске установлены «на ножках», даже если они выполнены в помпезном стиле – сталинский ампир, которым так увлекался первый архитектор города Витольд Непокойчицкий, добровольно приехавший в Заполярье по приглашению начальника Норильского комбината. Кстати сказать, его амбициозный проект строительства красивейшего города так и не был реализован в полном объеме, поскольку после смерти Сталина был взят курс на типовую застройку без излишеств.
  


4. Уникальная защита от ветра, разработанная М. Потаповым




Михаил Потапов – советский инженер-новатор, заключенный Норильлага, разработчик щитов, защищающих от снежных сугробов.

Стоит отметить, что параллельно со строительством жилых домов и общественных зданий делались попытки обезопасить дороги от снежных завалов, которые ведут к промышленным предприятиям, а также обеспечить бесперебойную работу железной дороги до Дудинки (100 км), проходящей по арктической пустыне среди вечной мерзлоты. Это была единственная нить, связывающая «материк» с Норильском (из города отравляли руду, а из Дудинки поступали продукты питания, медикаменты, строительные материалы и т. д.). Разработкой защитных ограждений занимался также заключенный – инженер-железнодорожник Михаил Потапов, которого приговорили к принудительному труду в конце 1930-х за «связь» с опальным маршалом Тухачевским. Талантливый маршал первым понял положительные перспективы машины для выжигания травы на путях. Изобретение Потапова использовалось советской военной промышленностью, ну а сам автор пригодился для других дел, только в качестве бесправного заключенного.

Защитные конструкции устанавливались под определенным углом и имели разный угол наклона.

Чтобы разработать действенную защиту, неугомонный рационализатор пешком преодолел сотню километров, отмечая направление и порывы ветра, а также угол расположения специально собранных деревянных щитов, которые он предложил использовать в качестве защиты. Принцип действия нехитрой конструкции заключался в том, что правильно установленный щит, создает нужное сопротивление, из-за чего сила ветра, преодолевая преграду, увеличивается настолько, что сметает все на своем пути. Тщательные расчеты количества и положения щитов с учетом направления и скорости ветра позволили обезопасить самые сложные участки магистрали, на расчистку которых уходило огромное количество времени и сил.

Щиты Потапова устанавливались вдоль железной дороги, чтобы предотвратить снежные заносы путей.

Советские власти сполна «отблагодарили» изобретателя. Вначале Михаил Потапов был таки досрочно освобожден, он остался в Норильске в качестве сотрудника проектного бюро. После расформирования отдела, инженер перебрался в Канск (другой город Красноярского края), где успешно внедрял свои разработки, но 1950 году властям снова понадобились его незаурядные способности, и Потапова арестовали, причем по старому делу. Его вернули в Норильск, где он и умер в 1954 году.

5. Особенности организации городской инфраструктуры




Дома в Норильске окрашивают в яркие краски не столько для того, чтобы поднять жителям сурового края настроение.


Если в большинстве городов нумерацию на домах можно не разыскать, то в Норильске ее сложно не заметить.

Учитывая сложнейшие климатические условия, организация городской инфраструктуры требовала особого расчета и грамотного планирования. Из-за постоянных ветров, которые сбивают с ног даже самых тренированных людей, снежных бурь и полярной ночи, улицы Норильска и оформление зданий имеют свои особенности. Так, например, начиная с 1980-х панельные дома начали окрашивать в яркие цвета, размещая номера гигантских размеров. Это сделано для того, чтобы легче было ориентироваться во время полярной ночи или снежной бури, ведь такие детали легко заметить издалека даже при пониженной видимости. Зная эти тонкости, во время пурги могут передвигаться даже гости Норильска без риска потеряться в сугробах.

Улицы в Норильске щедро освещаются (Красноярский край). | Фото: norilsk.bezformata.com.


Это не праздничная иллюминация – это норма жизни в Норильске (Красноярский край).

Также стоит отметить, что в этом городе освещение улиц не игнорируется, а как раз наоборот, дома, расположенные вдоль тротуаров и дорог все до одного увешаны гирляндами. И делается это не только во время новогодних празднеств. Тотальная иллюминация стала главной отличительной чертой Норильска. И если в короткий летний период огни включают только в вечернее и ночное время, то как минимум 8 месяцев в году они горят круглосуточно, являясь главным ориентиром для жителей и гостей самого северного и самого холодного города мира, численность которого неизменно растет даже несмотря на более чем недружелюбные природные условия.

  


В продолжение темы, рассказ о том, как удается выживать россиянам в условиях Крайнего Севера, ведь Норильск не единственный город, построенный на суровых арктических просторах.

О том, какие строительные технологии выработали сибиряки можно узнать из нашего видео:

  

Норильск – самый северный и холодный город мира с численностью населения более 150 тысяч человек. Казалось бы, как место, где 280 дней в году стабильно минусовая температура, а ветер просто сбивает с ног, может привлекать людей, ведь такие условия абсолютно непригодны к жизни. Оказывается, может, на данный момент только в Норильске проживает и отважно борется за жизнь более 175 тыс. горожан, а в этом им помогают архитекторы, строители и инженеры, изобретательность которых сродни подвигу. И это действительно так, ведь им удается организовывать комфортную жизнь среди вечной мерзлоты, сильных морозов и мощных ветров. И все это, благодаря весьма необычным решениям, внедренным как в здания, так и уличную инфраструктуру (насколько это возможно, конечно же). Читайте также - Kenwood - это производитель раций, на которого действительно можно положиться. Их продукция предлагает высочайший уровень качества связи, инновационные технологии и широкий выбор моделей. Покупка радиостанции Kenwood - это правильное решение для всех, кто ценит надежность и эффективность связи. С надежными радиостанциями Kenwood наслаждайтесь безупречной связью на любом расстоянии - https://racii.kz/kenwood по доступным ценам. 1. Норильск – самый холодный и сложный для жизни город на планете В арктической пустыне, где 280 дней в году морозы, архитекторам удалось построить благоустроенный город (Норильск, Красноярский край). Всем, кто проживает в благоприятных климатических зонах (не говоря о южанах), сложно представить, как удалось построить большой развитой город там, где бескрайняя снежная пустыня, вечная мерзлота, 280 дней в году морозы, среднегодовая температура воздуха в минус 9,6 градусов (!), мощнейшие ветры один день из трех, полтора месяца полярная ночь, ведь даже нет автомобильного сообщения. Ярким примером того, что исключения встречаются является Норильск. Сложно поверить, что на этом месте буквально за три десятка лет была лишь бескрайняя снежная пустыня (Норильск, Красноярский край). | Фото: norilsk.bezformata.com. Норильск – благословенный край с богатейшими месторождениями драгоценных металлов, погребенных под снежной пустыней, но настолько лишенный солнечного света и тепла, что диву даешься, на какие лишения могут пойти люди, ради добычи тех самых ископаемых. Норильск, расположенный в 300 км к северу от Полярного круга, является местом жестоких крайностей. Это самый холодный и загрязненный промышленный город России и самый богатый — по крайней мере, если судить по стоимости его обширных месторождений палладия, например, редкого минерала, используемого в мобильных телефонах (продается по цене более 1 дол. за одну унцию – 28,3495 грамм), что в последние годы более чем востребовано. Норильск – крупнейший индустриальный город мира, расположенный за Полярным кругом (Красноярский край). Но это сейчас Норильск крупнейший индустриальный город мира, находящийся за Полярным кругом, а буквально сотню лет назад среди снежной пустыни стояла одна изба, которую возвели участники арктической экспедиции, изучающие недра этого региона (под руководством Н. Н. Урванцева, 1919 –1926 гг.). 2. Как и когда в Норильске, окутанном вечной мерзлотой и полярной ночью, появились люди Вечная мерзлота, снежные метели, минусовая температура 280 дней в году – все это, реалии жизни в Норильске. Несмотря на более чем суровые климатические условия и вечную мерзлоту, люди о богатейших месторождениях полезных ископаемых знали еще с древности. Близ ледникового происхождения озера Пясино, что в 20 километрах от современного Норильска, археологами была обнаружена доисторическая стоянка, датированная железным веком, где была оборудована примитивная мастерская. Там плавилась руда и велась отливка. В этой местности были найдены и шарики медной руды, что говорит о том, на какие лишения люди шли ради ее добычи. «Первенец» – первая хижина, построенная геологами на территории современного Норильска (1921 г.). | Фото: stylishbag.ru. Более масштабная добыча и изготовление медных изделий велась в XVI—XVII вв. В этот период на берегу реки Таз зарождался первый в России заполярный город Мангазея, который очень быстро стал торговым и ремесленным центром. В его исторической части исследователи обнаружили довольно масштабный литейный двор, в котором шла переработка меди из месторождения района, где находится современный Норильск. Геологи и инженеры на площадке, выделенной под строительство никелевого комбината. | Фото: ttelegraf.ru. Так выглядел Норильск в 1935 году. | Фото: ttelegraf.ru. История Норильска началась в 1921 г. со строительства той самой первой хижины геологоразведовательной экспедиции под руководством Н. Н. Урванцева, за годы которой были подтверждены ранние исследования и обнаружены новые месторождения каменного угля и полиметаллических руд (медь, свинец, цинк и другие минералы, имеющиеся в этих рудах). Учитывая, что все эти богатства находились в суровых климатических условиях, неудивительно, что «великая честь» строительства первых горнодобывающих предприятий выпала на долю заключенных. В 1935 году по приказу Народного комиссара внутренних дел Союза ССР, в Норильске был организован исправительно-трудовой лагерь, которому присвоили название «Норильский исправительно-трудовой лагерь» (он же Норильлаг), возложив на него обязанности по освоению района расположения комбината и его предприятий, а также строительству Никелевого комбината. Все строительные и даже проектные работы выполняли заключенные Норильского исправительно-трудового лагеря. Единственным более и менее благоустроенным зданием было заводоуправление Никелевого комбината. | Фото: stylishbag.ru. Важно! Построенный на костях заключенных, Норильск, начинался как форпост сталинского ГУЛАГа. Через это суровое место в разные годы прошло около 300 тыс. заключенных, одни из которых строили город, другие – работали в нечеловеческих условиях на металлургических предприятиях. Особенно много погибло людей во строительства и в период Великой Отечественной войны, даже несмотря на то, что рабочий поселок находился в глубоком тылу. От тяжелого труда и недоедания умер каждый третий арестант Норильлага! К сожалению, более точной цифры никто не скажет, поскольку даже спустя более 80 лет после того, как Норильск стал частью ГУЛАГа, никто не знает, сколько людей трудилось на каторге и сколько там полегло. На тяжелых строительных работах были задействованы и женщины-узницы Норильлага. Только благодаря труду заключенных, Норильск состоялся как город, ведь в те годы в тюрьму попадали не столько за провинность или по политическим обвинениям, за которые могли пострадать люди далекие и от политики, и от противостояния власти, зато они были отличными специалистами (архитекторы, конструкторы, инженеры-новаторы и т. д.). Благодаря их насильственной переправке и удержанию за колючей проволокой, а затем и организацией вольных поселений, среди арктической пустыни задержались люди, даже после того как лагеря были закрыты и расформированы. 3. Сложности обустройства жилищ и городской инфраструктуры Главную улицу Норильска не зря считают островком Санкт-Петербурга. Авторы Novate.ru хотели бы сразу отметить, что Норильску присвоили статус города в 1953 году, а Норильлаг расформировали только в 1956 году, при этом многие заключенные так и остались в городе, участвуя в строительстве и внося свою лепту в его процветание. Несмотря на то, что строительством, как и прежде, руководил начальник норильских лагерей Авраамий Завенягин, проектирование и перепланировка бывших бараков для заключенных пошли по другому руслу. В центре Норильска сохранились сталинки, построенные по проекту главного архитектора города Витольда Непокойчицкого. Архитекторами первых проектов городской застройки были сами заключенные (Геворг Кочар, Микаэл Мазманян, Ольгерд Трушиньш), которые разрабатывали город с нуля под руководством Витольда Непокойчицкого – большого почитателя неоклассицизма и архитектуры Санкт-Петербурга, откуда он прибыл в 1939 году. При разработке Генерального плана преобразования рабочего поселка, подневольный коллектив авторов руководствовался особенностью рельефа местности и ее суровыми климатическими аномалиями, где очень докучали ураганные ветры и снежные заносы, которые отрезали жилые кварталы от промышленных предприятий, печи которых должны были работать круглосуточно. Многоэтажные дома Норильска строили на опорах-сваях, которые вмораживали в вечную мерзлоту. | Фото: stroiteh-msk.ru. Крупнопанельные дома строились так, чтобы не нарушить температурный режим промерзшей почвы (Норильск, Красноярский край). | Фото: stroiteh-msk.ru. Учитывая, что прецедентов строительства в настолько проблемном месте полноценного города еще не было, проектировщикам пришлось проводить эксперименты самостоятельно и вырабатывать собственную методику в процессе. Для минимизации воздействия воздушных потоков и снижения угроз заносов (иногда, при наличии преграды, сугробы достигали высоты 30 метров!), первые многоквартирные жилые дома строили вдоль улиц, расположенным по осям преобладающих ветров, чтобы сквозняком снег попросту выметался за пределы районов. Этот эксперимент провалился, поскольку скорость ветров оказалась слишком высокой, а осадков в виде снега выпадало слишком много. Проекты домов-кварталов оправдали ожидания и могут противостоять сильным ветрам (Норильск, Красноярский край). | Фото: gelio.livejournal.com. Таким дворам не страшны снежные бури и высокие сугробы (Норильск, Красноярский край). | Фото: gelio.livejournal.com. Затем решили строить дома небольшими квартами, которые имели замкнутую структуру, что позволило обезопасить дворы от мощных потоков ветра и высоких сугробов. Этот метод прошел проверку временем и климатическими условиями поэтому, когда в 1960-х, когда началась массовая застройка, как и по всему Советскому Союзу, планировка города сохраняла этот принцип. Построенные вплотную дома и закрытые дворы позволяли не только более безопасно передвигаться во время снежных бурь, которые в этих краях происходят раз 50 за зимний сезон, но и укрыться от ветра во


«anio.su»
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика