«Семь сестер» (они же Сталинские высотки) — это удивительная коллекция высотных зданий, построенных в период с 1947 по 1957 г. в Москве, по приказу самого Иосифа Сталина. Благодаря инициативе главы советского государства столица обрела уникальнейшие образцы зданий, дизайн которых положил начало новому стилю в архитектуре — сталинскому ампиру.
Великая задумка Генерального секретаря компартии
«7 сестер»: коллекция высоток, построенная по приказу Иосифа Виссарионовича Сталина. | Фото: magput.ru.
К 800-летию Москвы правительство СССР во главе с Иосифом Сталиным планировало совершить закладку высотных зданий, равных которым в стране еще не видывали. К этой дате было разработано 8 амбиционных проектов, предусматривающих строительство масштабных административных, учебных, гостиничных и жилых зданий, по сути, являющихся небоскребами, ведь их высота превышала 100-метровую отметку. Поговаривают, что прототипами этих объектов служили американские высотки — Woolworth Building, Empire State Building, Chrysler Building и другие, доказательством чего являются общие конструкционные элементы. Однако, главный архитектор грандиозного даже по нынешним временам проекта Д. Н. Чечулин утверждает, что все было наоборот, разработчики получили приказ сделать все, чтобы советские небоскребы были совсем непохожи на американские.
7 сентября 1947 года в разных уголках Москвы были заложены фундаменты 8 высоток, 7 из которых суждено было стать символами советской эпохи на многие десятилетия. | Фото: msk.kp.ru.
Как бы там ни было 7 сентября 1947 года в 13-00 состоялась официальная церемония закладки следующих зданий: Главного корпуса Московского государственного университета им. М. Ломоносова; здания Министерства иностранных дел; гостиницы «Украина»; гостиницы «Ленинградская», административно-жилого дома у «Красных ворот»; жилого дома на Котельнической набережной; жилого дома на Кудринской площади; административного корпуса в Зарядье. А вот заложенный камень на территории Зарядья так и остался лишь символом, поскольку к строительству 8 здания так и не приступили, помешала смерть Сталина. Да и дальнейшая история у каждой из «7 сестер» пошла по своему пути развития.
Та самая высотка, которую так и не построили в Зарядье (эскиз). | Фото: vladimirtan.livejournal.com.
Примечательно: В день закладки фундаментов стройки века, призванной доказать, что Страна советов достигла не меньших высот нежели США и любые другие западные страны, были категорически запрещены любые мероприятия (особенно, связанные со строительством), чтобы новостью №1 было бы только это грандиозное событие. Также стоит упомянуть, что на каждом объекте установили памятные доски с надписью: «Здесь будет сооружено 32-этажное (26- или 16-этажное) здание. Заложено в день празднования 800-летия города Москвы 7 сентября 1947 года».
1. Главный корпус МГУ (годы постройки: 1949-1953)
Главный корпус МГУ был построен 1949-1953 гг. лучшими коллективами, в состав которых входили и студенты (Москва). | Фото: culture.ru.
Поскольку количество студентов Московского государственного университета неизменно росло, одна из высоток предназначалась для главного высшего учебного заведения страны. Небоскреб, высотой 236 метров (вместе с 50-ти метровым шпилем и звездой) стал самым высоким объектом среди «7 сестер» проекта, а после завершения проекта еще и одной из главных визитных карточек столицы и всего образования СССР. Расчет был сделан на то, что величественное здание подчеркнет и качество образования, и то, что оно доступно для всех граждан социалистической страны. Эти задачи увлеченному коллективу, состоящему из лучших архитекторов, скульпторов, строителей, инженеров и студентов действительно удалось воплотить в жизнь.
На Воробьевых горах было построено самое высокое и самое величественное здание из «7 сестер» (Главный корпус МГУ, Москва).
До сих пор здание Главного корпуса МГУ вызывает лишь восхищение, оно, как и прежде, остается символом Москвы, а для молодого поколения является точкой притяжения. А в те времена новый корпус был всем – местом учебы (учебные аудитории), местом познания (научные лаборатории) и личностного развития (библиотека, Дом культуры, спортзал), местом жительства (общежитие, столовая, центры бытовых услуг, квартиры для преподавателей и аспирантов).
2. Здание Министерства иностранных дел (годы постройки: 1948—1953)
Проектом не был предусмотрен шпиль, его установили по настоянию Сталина (МИД, Москва). | Фото: architip.livejournal.com.
На Смоленской-Сенной площади велось строительство здания для Министерства иностранных дел (МИД), которое началось самым первым, ведь этот объект должен был стать «лицом» страны для прибывающих иностранных делегаций. Для МИДа разработали сразу 3 проекта с разной высотностью конструкции, но к началу строительства остановились на 172 метрах (включая 56-метровый шпиль и герб). Авторы Novate.ru хотели бы отметить, что это единственное здание, в которое во все времена попасть обычным гражданам было нереально, даже с экскурсиями, но внешние форма и отделка из красного гранита и декоративными вставками из светлых керамических блоков, всегда вызывали восхищение у прохожих.
Как и предполагалось, высотка, предназначенная для МИДа, производит должное впечатление даже сейчас (Москва). Кстати сказать, проектом не был предусмотрен шпиль, конструкция здания не рассчитывалась на возведение дополнительного элемента, на котором настоял сам Сталин, утверждая, что «высотка не производит должного впечатления и очень напоминает американские небоскребы». Поскольку спорить в те времена никто не решался, пришлось дополнительно укреплять перекрытия верхних пяти этажей, интегрировать в них опоры, а тяжеленную звезду заменить облегченным гербом. Как оказалось (во время проведения ремонтных и реставрационных работ), этот шпиль является обитаемым. В нем свили гнезда соколы-сапсаны, что затянуло процесс восстановления. К всеобщей радости, после окончания работ, предусматривающих места для гнездования, птицы вернулись в «родные пенаты».
3. Жилая высотка на Кудринской площади (годы постройки: 1948—1954)
Жилая высотка на Кудринской площади предназначалась для советской элиты (Москва). | Фото: moscowchronology.ru.
32-этажное 176-метровое сооружение, в очертаниях которого явно просматривались черты допетровского русского дворцового зодчества, предназначалось для жилого фонда столицы. Помпезное здание стало местом жительства советской элиты, простые же граждане могли увидеть более чем роскошную жизнь в огромных квартирах (кстати, их частично меблировали, перед сдачей дома в эксплуатацию) только в популярных советских фильмах (все помним культовую ленту «Москва слезам не верит» и квартиру профессора Тихомирова).
Высотка на Кудринской площади 16 раз становилась съемочной площадкой для культовых советских фильмов (Москва).
«Дом-авиаторов», так еще называли высотку, построенную в стиле сталинского ампира, построен по принципу «все включено», поскольку в нем, помимо благоустроенных квартир, предусмотрена необходимая инфраструктура: магазины, детский сад, кинозал, Дом быта, почта, библиотека.
4. Высотка на Котельнической набережной (годы постройки: 1938—1952)
Высотка на Котельнической набережной – роскошный жилой комплекс для советской элиты и высшего эшелона власти (Москва). | Фото: liveinmsk.ru.
Высотка на Котельнической набережной, построенная в два этапа на слиянии двух рек – Яузы и Москвы-реки, является еще одним величественным зданием, входящим в «семерку» небоскребов Сталина. Эффектный жилой комплекс высотой 186 метров, заселили высшими чинами МВД и НКВД, военачальниками, учеными разных отраслей, народными артистами и прочими сталинскими небожителями, хотя изначально предназначался для простых граждан, чтобы доказать ненавистным капиталистам, что работяги в СССР живут не хуже их самих.
Здание на Котельнической набережной было построено в неоготическом стиле, а его фасады украшала не только советская символика (Москва). Но, как водится, все переиграли, а дом превратили в настоящий город будущего, где инженерные коммуникации проводились по высшему разряду и с применением последних достижений, а квартиры имели достойные габариты и частично меблированы. Для общего пользования были предусмотрены: парковка на 220 автомобилей, различные магазины со спецобслуживанием, кинотеатр «Знамя», ателье №1 для военнослужащих, Дом быта, прачечная, шахматный клуб, студия, почта и телеграф.
Гостиница «Ленинградская» может похвастаться самыми роскошными интерьерами в стиле московского барокко (Москва). | Фото: russianprehistory.com.
Рядом с площадью Трех Вокзалов, была заложена одна из высоток Сталина, которая стала украшением столицы и проклятием для ее создателей. Самое невысокое здание (136 метров) из «великолепной семерки», возведенных в честь 800-летия Москвы, завораживает своим величием не меньше, чем остальные объекты. Хотя очень сложный рельеф и обилие подземных вод значительно усложнили задачу строителям, тем не менее в 1954 году грандиозная гостиница «Ленинградская» уже принимала гостей, поражая размахом и роскошными барочными интерьерами даже иностранных посетителей (великолепные скульптуры, панно, инкрустированные ценными породами деревьев и полудрагоценных камней), мрамор и т.д.). А вот бронзовая люстра, украшающая холл, еще в те времена была занесена в Книгу рекордов Гиннесса.
С 2008 года после реконструкции в здании гостиницы «Ленинградская» находится 5-звездочный отель Hilton Moscow Leningradskaya. Стоит помянуть, что пришедший к власти Никита Хрущев, отвергал все помпезное и яркое, сделанное при Сталине, не стали исключением и авторы проекта гостиницы «Ленинградская». Архитекторы А. Борецкий и Д. Поляков, которых возвеличивали во времена правления Отца народов, были лишены не только званий и наград, работа в проектных институтах и крупных бюро для них тоже была закрыта. А зря, на сегодняшний день, преобразованная гостиница под названием Hilton Moscow Leningradskaya, входит в международную сеть фешенебельных отелей (Hilton) и считается одной из лучших в столице.
6. Высотка возле Красных Ворот (годы постройки: 1947—1953)
При возведении высотки возле Красных ворот применили инновационную технологию глубокой заморозки грунта (Москва). | Фото: russian7.ru.
Высотка на Садовой-Спасской у Красных ворот является самой лаконичной и «скромной» из «7 сестер» (Москва). При возведении высотки на Красных воротах, предназначенной для административных учреждений и жилого фонда, применяли и вовсе уникальную технологию. Поскольку вестибюль станции метро частично находился под ее котлованом, пришлось строить здание под наклоном (усложняли задачу и грунты-плавуны). Чтобы, впоследствии, дом стоял как положено и не проседал от подземных вод, наклон создавали с помощью замороженного на глубину 27 метров грунта. И это делали до тех пор, пока не завершились строительные процессы как для дома, так и станции. После разморозки, гигантское здание высотой 133 метра приняло строго вертикальное положение. Кстати сказать, это была экспериментальная и дорогостоящая методика, которую больше никогда и нигде в мире не повторяли.
Авторами проекта одной из самых впечатляющих гостиниц советской Москвы были Аркадий Мордвинов и Вячеслав Олтаржевский (Гостиница «Украина»). | Фото: moscowchronology.ru.
Второе по высоте здание (206 м, в том числе, 73-ти метровый шпиль) среди «7 сестер», предназначающееся для гостиницы, должны были построить на Ленинградском шоссе, но по непонятным причинам перенесли в район Дорогомилово, где в то время не было даже моста, а сам участок располагался на берегу реки и котлован постоянно заливался грунтовыми водами. Но несмотря на технические сложности, к 1957 г. (к проведению Молодежного фестиваля) самый сложный в технологическом плане (из-за постоянных подтоплений) проект был завершен, и гостиница «Украина» (первоначально «Дорогомиловская») принимала гостей.
Теперь пафосная гостиница «Украина» является не менее впечатляющим фешенебельным отелем Radisson Royal (Москва).
В 2005–2010 гг. впечатляющая высотка с советской символикой снова поменяла название, а заодно и владельца. После грандиозной реконструкции в здании, являющемся ярким примером сталинского ампира, находится крупнейший фешенебельный отель Европы под названием Radisson Royal с фантастическими видами на водную гладь.
К сожалению, не все амбициозные проекты советского руководства удалось реализовать. Эти 12 мегапроектов могли в корне изменить место, где планировалось строительство, да и восприятие архитектуры СССР в целом, но не сложилось.