Садовые тропы – неотъемлемая часть современного ландшафтного дизайна. Они должны быт прочными, красивыми, хорошо вписываться в окружающую местность, общую «картину» приусадебного участка. Дорожки на даче из бетона оптимально подходят по всем параметрам, их сравнительно легко сделать своими руками, придать замысловатую форму, украсить.
Содержание
Как и любые другие покрытия, бетонные дороги имеют множество плюсов:
Но существуют также минусы:
При устройстве тропинок на даче, учитывают:
При составлении проекта необходимо изобразить схему участка в масштабе, указать, где расположен дом, основные хозпостройки, сад, огород, бассейн, крупные клумбы и др. Домик и прочие зоны соединяют прямыми линиями, но ровными дорожки делают только вдоль грядок, прочие делаются плавно изогнутыми.
Когда участок имеет уклон, процесс создания тропинок немного усложняется. Если угол наклона не превышает 10-20 градусов, поверхность несложно выровнять. При большем уклоне от дорог лучше отказаться – их наличие травмоопасно, так как на гладком месте (в отличие от газона) легко поскользнуться во время дождя, гололеда. В последнем случае тропинки делаются на нескольких уровнях, соединяясь ступеньками.
Дорог из бетона существует три основных вида:
При выполнении монтажных работ следует учесть, что для изготовления жесткого основания обязательно делается подсыпка из крупного песка или щебенки. Данный слой способен спасти конструкцию от деформации, растрескивания при сезонном вспучивании мерзлой почвы. Чем чаще будет использоваться дорожка, тем толще выполняют дренаж.
Чтобы обеспечить естественное водоотведение, тропинка делается с односторонним уклоном либо центральной выпуклостью. Там, где на участке после дождя образуются лужицы, монтаж дороги производится над поверхностью земли. Здесь необходимо сделать более высокую подсыпку, используя щебень, оснастить поверхность системой водоотведения.
Для определения приблизительного количество материалов, то есть цемента и песка, нужно знать, какой на участке грунт. Когда земля глинистая, тяжелая, бетонный слой делается не более пяти-семи см. Если почва рыхлая – суглинистая, песчаная, а по дорожкам предполагается перемещение тяжестей, толщина покрытия составляет 9-12 см. На болотистую поверхность перед укладкой насыпают гравий-дренаж, слоем шесть см.
Примерный расчет небольшой части дорожки, размером метр на метр, толщиной 10 см, с подстилающим слоем толщиной 12 см выглядит так:
Для расчета количества цемента для тропинок толщиной 6 или 8 см, полученный вес умножается на 0,6 либо на 0,8.
Чтобы тропинка стала красивой, используется различный декор. Поверхность делается гладкой либо фактурной, однотонной или цветастой.
Доступных вариантов декорирования существует несколько:
Наиболее легкий способ – имитация плитки. Для этого берется металлический прут, при помощи которого чертятся произвольные линии, шириной пять-семь мм, имитируя плиточки. В других вариантах допустимо использования штампов.
Если хочется добавить ландшафту ярких красок, тропы окрашивают в любой колер. Для этого применяют акриловые краски, наносимые на застывший бетон. Иногда красители добавляются непосредственно в раствор – это позволяет выполнить объемную покраску.
Сама оригинальная форма дорог станет лучшим украшением. При наличии достаточного пространства в саду делают лабиринты из тропинок, множество развилок, ступеньки. Вдоль дорожек часто сажают «живые бордюры», миксбордеры. Обрамлением «пешеходных путей» легко станут ряды цветных стеклянных либо пластиковых бутылок, насыпь из «светящихся» камушков.
Бетон окрашивают кислотными, акриловыми составами, полиуретановыми лаками. Рекомендуется применять специальные краски, глубоко проникающие в поверхность. В их составе, кроме колера, содержится поливинилхлорид, эпоксидные смолы, латекс. Качественно выполненное покрытие не теряет колер несколько лет. Краска должна быть устойчивой к истиранию, выгоранию на солнце, растрескиванию, но при этом воздухопроницаемая.
Для нанесения красок потребуется:
Ровная поверхность просто подметается, обезжиривается, состоящая из отдельных плиток – очищается от растущей травы. Окрашивать допустимо по прошествии как минимум месяца после заливки бетона, при температуре выше +10 градусов. Далее, с разницей 12-15 часов, наносятся слои краски. Фактурную поверхность рекомендуется красить кистью, ровную – валиком, краскопультом – любую.
Трафареты, формочки для плитки обычно выполняются из пластика – чем он толще, тем долговечнее изделие. Менее распространены силиконовые варианты, самодельные выполняются из дерева. Формы имеют дно, трафареты его лишены. При использовании данных предметов дополнительно используют смазочные составы, чтобы готовые плитки не прилипали. Если хочется разнообразить оформление покрытия, берут элементы разной конфигурации. Многие производители выпускают формы-трафареты с несколькими разными ячейками.
В состав плиток часто добавляют керамогранит, разноцветную гальку, пластификаторы и др. Круглые трафареты легко сделать из нарезной кусками по 8-12 см металлической трубы, квадратные, многоугольные – из фанеры, брусков, металла. Иногда формы отливают из силикона – для этого берут подходящий образец, помещают его в ведро или опалубку, предварительно смазанную солидолом, а пространство между ними заполняют силиконом из тюбика.
Особым образом изготовленная плитка правдоподобно имитирует камень, кирпич, деревянную поверхность. Из маленьких плиточек выкладывают мозаику.
Интереснейший способ декора – штампованный бетон. Это бетонная плоскость, на которую при помощи штампов (покупных либо самодельных) нанесено тиснение.
Рисунок обычно имитирует:
Перед началом выполнения штампов бетон должен приобрести достаточную пластичность.
Для создания красивых дорог на своем участке потребуется составить проект, подобрать инструменты, материалы. Основание требует тщательной подготовки, выравнивания. Также необходимо предварительно установить опалубку, армировать поверхность, после чего приступить к процессу заливки дороги, ее декорированию.
Для создания качественного бетонного раствора рекомендуется использовать цемент марки М500.
Для создания садовых дорог используются следующие материалы:
Из инструментов понадобится:
Для увеличения срока службы тропинки, вместо полиэтиленовой пленки часто используют геоткань. Армированный геотекстиль снижает вероятность деформации покрытия при высоких нагрузках, так как равномерно распределяет последние.
После того как составлен подробный план, там, где предполагается расположить дорожки, дерн нарезают при помощи штыковой лопаты. По такой разметке насыпают немного песка, шлака, извести и др., слой дерна снимают, откладывают в сторону. Далее роют траншеи – их глубина зависит от вида грунта в данной местности. Работы рекомендуется производить в сухую, теплую погоду.
Покрытие здесь состоит из примерно 10-15 см песка или щебня, 7-10 см бетона. Желательно, чтобы оно выступало над поверхностью на три-четыре см, потому глубина траншеи делается 15-20 см. При наличии дренажа, копать придется глубже – до 22-35 см. На дно свежевырытой траншеи насыпается песчаный слой – его толщина зависит от вида грунта.
Почву, оставшуюся после рытья траншеи, используют для подсыпки в низменных зонах участка, неровностях, ямах.
Бетонирование начинается с создания опалубки из досок. Их монтируют по краю траншеи при помощи колышков, сверху – перемычками, уложенными поперек. Подобная опалубка не распирается самопроизвольно. Чтобы в дальнейшем на дорожке не появились сколы, трещины, ее делят на деформационные швы, секции, используя металлический пласт. Последний необходимо предварительно смазать, чтобы беспрепятственно вынимать из бетонного раствора. Расстояние между швами не должно превышать пять-шесть метров. Дно опалубки покрывают гидроизоляционным слоем из полиэтиленовой пленки – такой прием предотвращает поглощение бетоном воды из почвы, увеличить холодостойкость, продлив срок службы покрытия. Чтобы края дороги не разрушались, по обе ее стороны монтируют бордюры из бетона, кирпичей, пластиковых деталей, бордюрной ленты.
Для создания опалубки допускается использовать листовое железо, куски шифера, фанеру.
Армирование помогает компенсировать нагрузку на бетон, неизбежно возникающую при эксплуатации конструкции, позволяет сделать бетонный слой меньше. Арматура укладывается посредине сооружения, представляя собой фиксаторы основания. Армирование, марка используемого цемента, габариты секций напрямую влияют на долговечность плит. Чем меньше последние, тем ниже риск растрескивания при механических нагрузках, сезонных изменениях в грунте.
Применение арматуры, уложенной одним слоем, не гарантирует, что трещины не появятся вообще, но вероятность такого исхода значительно снижается.
Постройку тропинки начинают с замешивания бетонного раствора – цемент соединяют с водой и песком, доводят до консистенции густой сметаны. Большое количество смеси создают при помощи бетономешалки, строительного миксера, перфоратора со специальными насадками. Желательно в раствор добавить немного щебенки, водоотталкивающих составов – это увеличит прочность покрытия.
Далее производится заливка опалубки – раствор выкладывается с помощью шпателя, будто протыкая смесь. Чтобы слегка уплотнить поверхность, по арматуре, опалубке постукивают, выравнивают узкой доской либо ровной палкой. Готовую плоскость накрывают пленкой, чтобы она не намокла от дождя, не пересушилась на солнце. Когда слишком жарко, бетон орошают водой. Через сутки выполняется декорирование – наносятся рисунки, укладывается камень, плитка и др. Для хождения дорожка пригодна через три дня, опалубка убирается через пять.
Чтобы тропинка красиво блестела, ее оформляют специальными пропитками, полируют.
После долгой зимы, длительного отсутствия хозяев на даче, бетонные тропы часто требует очистки, ремонта, реставрации. На поверхности, по краям образуются трещины, выемки, сколы, ямки, не всегда добавляющие покрытию декоративности, ведь со временем повреждения станут больше, сквозь них прорастет трава.
Специалисты советуют следующее:
Все тропинки необходимо содержать в чистоте – так они прослужат долго, сохраняя красивый внешний вид.
Правильно выполненные дачные дорожки долго будут украшать собой двор и сад. Важно заливать их по специальной технологии, чтобы избежать растрескивания. Мастер-классы на тему того, как пошагово создать узкие тропинки либо полноценный тротуар на приусадебном участке, легко найти в интернете, на сайтах по обустройству дачного хозяйства.