Ксения Брейво спроектировала квартиру в доме начала ХХ века. Дизайнер провела настоящее историческое исследование — в итоге заказчик получил гармоничную планировку и персональный вход с улицы.
Заказчик — давний друг Ксении, грузинский бизнесмен Шота Ламтадзе. Человек мира, он постоянно живет в Соединенных Штатах, много путешествует, в последне время все чаще бывает в Москве — здесь и купил себе квартиру площадью 70 кв. метров. Она находится на 2-й Брестской улице, в бывшем доходном доме, на первом этаже. Когда-то один владелец занимал целый этаж, после революции квартиру нарезали на комнатушки и превратили в коммуналку — типичная история.
Заказчик ни при каких обстоятельствах не хотел квартиру в новостройке. При этом прекрасно понимал, что старый жилой фонд потребует более крупных вложений: понадобятся замена коммуникаций, демонтаж перегородок, согласование перепланировки и пр. «Я его прекрасно понимаю. Сама не смогла бы жить в квартире с потолками 2,80. В новых домах нет такой тектоники, там всё другое — даже толщина стен», — говорит Ксения Брейво.
Ксения пришла на проект, когда над ним уже поработал другой автор: у заказчика был на руках готовый дизайн-проект. «Я честно призналась, что он мне не импонирует: пространство некрасиво и нелогично. Планировка была нарезана на основе плана БТИ 70-х годов. Одно окно забирала прихожая, спальня оказывалась катастрофически маленькой, а гостиная получала два окна разного размера». Ксения не увидела в проекте, как она это называет, «благостных пропорций». «Я всегда выстраиваю интерьер на основе золотого сечения. Человек может не знать, что это такое, но непременно почувствует, как только войдет в дом».
Ксении обратила внимание, что входная дверь расположена нелогично. «На старом плане БТИ был отмечен еще и черный вход, но он тоже находился как будто не на месте. Я предположила, что раньше он был в другой точке. Строители вскрыли стену там, где я указала — и действительно обнаружили заложенную входную дверь. Это стало поворотным моментом в проекте. Я подняла архивы начала ХХ века, запрашивала документы в Комитете по охране памятников — нам удалось восстановить исторический вход. В итоге планировка обрела логику, а заказчик получил персональный вход с улицы и теперь живет в своем подъезде один».
Для Ксении было важно сохранить двойные окна. «Мне доставляет особое наслаждение смотреть на пустоту через пустоту — сквозь плоское окно мы получаем другую картину мира. Я понимала, что если сейчас заказчик скажет мне: «Ставим пластиковые стеклопакеты», как это сделано почти во всем доме, то мы лишим квартиру ее очарования. И я повела его по улицам Москвы. Мы много ходили, смотрели, и он понял разницу: какие красивые переплеты у старых двойных окон и какие страшные — у пластиковых».
Отреставрировать прежние убитые окна не представлялось возможным, они были в убитом состоянии. Ксения нашла мастерскую в Белоруссии, где изготовили аналогичные — в Росиии за такую работу никто не брался. Со старых окон сняли фурнитуру, почистили, установили на новые. Лепнину тоже изготовили по сохранившимся образцам. Восстанавливать прежнюю не было смысла.
Ксения не любитель ярких интерьеров, да и Шота Ламтадзе оказался поклонником серого. Палитра построена на нюансах, прохладных серо-голубых тонах. Специально для проекта в Непале заказали ковер в оттенках горного неба — таким образом передали ощущение родины заказчика, которое греет его в Москве. Керамики и произведения искусства — также от грузинских авторов. Мебели много из Италии. Так что стиль квартиры автор шутливо определяет как «русско-итальянское ретро с грузинским колоритом».
Обычно архитекторы и дизайнеры стремятся, чтобы интерьер один в один повторял начальную 3D-визуализацию, и очень гордятся, если это получается. Но здесь другой случай: итог далек от исходника. «Рафинированная картинка не была нашей целью. Мы создали предварительный эскиз, который давал ориентиры. Потом все собиралось по принципу нравится–не нравится. Было немало спонтанных приобретений: привлекла какая-то вещь — тут же ее купили».
Ксения убеждена, что интерьер должен быть отражением своего хозяина. Чтобы лучше понять, чем живет заказчик, она проводила с ним много времени, ездила в Грузию, познакомилась с его семьей. Шота Ламтадзе до сих пор дополняет свою квартиру и звонит Ксении, спрашивая совета: подойдет та или иная вещь? «Я отвечаю: покупай что нравится, ты уже не навредишь своему интерьеру. Архитектура сложилась — это главное».