Самодельные предметы или «хэнд-мэйд» – популярнейший вид декора стен во все времена. Такие изделия придают жилищу уникальности, неповторимости. Сделать текстильные игрушки, оригинальные картины из ткани способен каждый, кто способен держать в руках ножницы и иголку с ниткой. Но самое главное, что для создания подобного украшения практически не нужно тратить деньги – все необходимое найдется дома.
Содержание
Текстильные картины весьма разнообразны по внешнему виду: одни напоминают витражи, роспись по натуральному шелку, другие похожи на гобелены, объемные аппликации. Как искусство, изготовление таких изделий впервые появилось в Японии, позже – в Англии и Америке. В России, странах «бывшего союза», тканевое шитье является одним из популярных хобби, доступных практически каждому.
Существует множество техник создания плоских, объемных панно из текстиля:
Начинать следует с карандашного наброска на бумаге, после чего выбирать наиболее подходящую технику.
Рукодельное искусство «осиэ» зародилось в Японии где-то в 17-м веке, но по сей день не утратило актуальности. Картинки выполняются из кусочков плотного картона, обернутых в лоскутки от старых кимоно. Позднее для «осиэ» стала применяться специальная пластичная бумага из волокон тутового дерева. Традиционные картинки здесь – дети в национальных одеждах, самураи, гейши, а также сюжетные панно по мотивам японских сказок. В качестве дополнительного декора часто используются куски меха, кожи, различные шнурки, бусы.
Японская культура отличается тем, что практически любая деятельность там превращается в самое настоящее искусство. Исторически, материалы для техники «кинусайга» брались из старых кимоно, которые жалко было просто выбросить. Особенность своеобразного «пэчворка без иглы» в том, что сшивать детали друг с другом не нужно. Шелковая ткань, используемая для пошива кимоно – материал достаточно долговечный и дорогой. Традиционная тематика «кинусайга» – пейзажи, в том числе деревенские, портреты, натюрморты выполняются гораздо реже.
Вместо дорогого шелка допустимо использовать любую другую ткань.
Пэчворк известен человечеству примерно с десятого века нашей эры, но широкое распространение получил в Северной Америке в 17-18 веке. В России, во времена тотального дефицита, все обрезки «пускались в дело» – их не только пришивали в качестве заплаток к одежде, но и выполняли высокохудожественные покрывала, настенные полотна. Фрагменты различной формы имели собственное значение – разное во всех странах. В данном творчестве допустимо использовать как обычные тканые лоскуты, так и части вязаных полотен, соединенных при помощи крючка, спиц.
В технике квилтинга изначально создавалась многослойная одежда. Отличие данной техники от пэчворка в том, что последний выполняется в один слой и это чисто лоскутная техника. Квилтинг же объемен, многослоен, он предполагает наличие огромного разнообразия стежков, аппликацию, вышивку. Для придания мягкости, объема, здесь используется синтепон, проложенный между двумя слоями лоскутного полотна.
Изделия, выполненные в технике квилтинг, пэчворк, отлично украсят интерьеры стилей прованс, кантри, а за счет наполнителя, они имеют 3Д-эффект.
Джинса – удобный в пошиве, всегда модный материал, имеющий широкий спектр оттенков. Благодаря многообразию тонов, обилию джинсовых строчек, из такого текстиля возможно создать невероятно реалистичные панно, совсем не похожие на традиционное лоскутное шитье. Большинство картин выполняются в технике «деним на дениме», а выцветшие от времени фрагменты используются наиболее часто, так как имеют красивые полутона. Популярная тематика здесь – урбанистическая, морская, а также абстракции. Наиболее красиво смотрятся джинсовые надписи на темном либо светлом фоне.
Параллельно с джинсой допустимо использовать другие материалы с похожей фактурой, лучшее цветовое сочетание – с желтым, белым.
Большинство тонких тканей способно образовывать красивую драпировку, особенно в мокром состоянии. Чтобы текстиль имел вид мокрого, но при этом не терял форму, его пропитывают клеем, а под низ подкладывают мятую газету. Подойдет слегка разведенный водой ПВА, свежезаваренный клейстер. В данной технике обычно выполняются виды природы, изображения деревьев, птиц, рыб, животных, старинных зданий и др.
Фетр используется в швейном, обувном производстве, в виде шлифматериала, а его отходы – для рукоделия. Плоская или объемная фетровая композиция выполняется совсем несложно, выходит яркой, оригинальной. Подобными изделиями обычно украшается детская комната, популярные мотивы – листья, цветы, деревья, сказочные города, пейзажи, натюрморты. Реже выполняются стилизованные фигурки животных, портреты людей. Толщина материала – от 1,3 до 5,1 мм, он оптимально подходит для вырезания фигур с четкими контурами. Различные его виды используются по-разному: шерстяной – для объемных украшений, полушерстяной – для мелкого декора, тонкий акриловый, а также вискозный, полиэстеровый – для аппликаций.
Для работы с фетром понадобятся ножницы, пробойники для люверсов различного диаметра, портновские мелки (для разметки), цветные нитки, бусины для украшения. Если планируется выполнить объемные картинки, потребуется синтепон.
В швейных магазинах часто продаются целые наборы разноцветного фетра в одной упаковке, включающие в себя до десятка лоскутков различного колера и толщины.
Чтобы картинка вышла объемной, используется ряд методик:
При работе нужно все делать аккуратно – вырезать детали строго по контуру, наклеивать их так, чтобы клей не размазался. Понадобится фон – однотонная ткань, натянутая на картонку, при желании часть элементов прорисовывается на нем вручную. В такой технике создаются объемные насекомые, птицы, букеты цветов, дикие травы, парусники, целые деревеньки.
Техника стринг-арт – оригинальнейший способ создания изображений при помощи сотен гвоздиков, вбитых в доску, ниток, натянутых на них. Чтобы создать подобное произведение, для начала ознакамливаются с вариантами заполнения основных элементов – углов, окружностей. Нитки допустимо использовать любые, но прочные – натягивать их придется сильно, иначе со временем они провиснут, изделие потеряет внешний вид. Набиваются гвоздики на расстоянии 0,6-1,2 см друг от друга. Изделие выходит прозрачным, потому для него необходим контрастный фон.
Подобное изделие, выполненное на круглой доске либо кольце, способно представлять собой красочную «мандалу» либо «ловца снов».
Кружева у каждого народа выполнялись по-разному – каждый элемент что-либо обозначал. В современном времени смысл в них вкладывают не многие, но в качестве декора такой узорчатый материал используется весьма широко. Кружевные картины составляются из покупных фрагментов либо самостоятельно вяжутся вручную, при помощи крючка.
Для выполнения панно с кружевом потребуется рамка, основа в виде плотного картона или фанеры, обтянутой текстилем. Приклеивание производится при помощи клея ПВА. Как вариант – на рамку натягивается текстильный материал, а на него аккуратно пришивается кружевная салфеточка.
Чтобы картинка не пылилась, ее помещают под тонкое прозрачное стекло.
Набор инструментов, материалов для создания текстильных картин немного отличается, в зависимости от конкретной техники. Вот что может понадобиться:
Многие материалы и некоторые инструменты – взаимозаменяемы.
Изначально подобные изделия выполнялись так: художник рисовал схему расположения деталей на бумаге, после рисунок переводился на дощечку, в которой прорезались углубления до двух мм. После разрезалась ткань, которую вставляли в прорези. Припуски на швы здесь составляют не более одного-двух мм.
В современном времени для работы понадобятся:
Ход работы:
Данным способом часто изготавливают елочные игрушки, подарочные коробки и др.
Для пэчворка, квилтинга, понадобятся:
Для подобного произведения не обязательно делать жесткую основу – если между слоями проложить тонкий поролон, синтепон, предмет будет отлично держать форму, особенно, если размеры его невелики. Наиболее уместны подобные картинки в интерьерах прованс, кантри, скандинавском.
Ход работы:
Один из самых нужных предметов при работе с джинсой – это очень острые ножницы, с помощью которых легко вырезаются элементы самой сложной конфигурации. Из такого материала легко выполнить панно, напоминающие фотографии.
Что нужно для работы:
Процесс работы:
Джинсовое панно – отличная идея для украшения комнат в стиле хай-тек, техно, поп-арт.
Для выполнения произведения искусства из «мокрой ткани» потребуется тонкая ткань, клейстер, который изготавливается из муки с водой. Делается это так: мука и вода берутся в соотношении один к трем, воду необходимо вскипятить, тонкой струйкой, постоянно перемешивая, всыпать муку, снять с огня. Если комки все-таки образовались, раствор протирают через сито. Также понадобится лист ДВП, тонкая ткань, желательно хлопковая, без принта, немного старых газет, мелкие камушки.
Дальнейший ход работы:
При использовании натуральных материалов, их для прочности покрывают лаком.
Чтобы работать с фетром, нужны:
Пошаговый процесс работы:
Фетровое рукодельное изделие иногда делается функциональным – его детали превращаются в кармашки для всевозможных полезных мелочей.
Для выполнения картинок в технике, которая называется «осиэ», понадобится:
Как это делается:
Как и любое другое изделие, картинка из ткани требует ухода. Важно учесть, что материалы, из которых выполняется панно, нужно перед началом работы постирать, отутюжить. Готовую же работу лучше вставить в рамку со стеклом – так изделие не будет пачкаться, собирать на себя пыль. Если художественная конструкция висит на стене без стекла, с него периодически нужно смахивать пыль мягкой кисточкой.
Создать настоящее текстильное произведение искусства для украшения интерьера совсем несложно, если иметь всего несколько кусочков ткани, нитки, иголки, ножницы. Тканевый декор весьма популярен в настоящее время. Подобные произведения участвуют в выставках, а все новые мастер-классы по их изготовлению появляются в интернете ежедневно. Некоторые умельцы даже превращают свое «лоскутное хобби» в настоящий, весьма доходный бизнес, выполняя серии высокохудожественных работ под заказ.